Психолого-педагогическая профилактика конфликтов в группе детей дошкольного возраста (на примере МБДОУ «Детский сад № 32 города Ельца «Солнышко»»)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Происходящие в настоящее время преобразования в экономической, политической и общественной сферах отражаются на условиях жизни и деятельности не только страны, но и отдельно взятого человека. Царящая в обществе напряженность способствует росту конфликтов между людьми всех возрастных категорий, в различных сферах жизнедеятельности людей и социальных отношениях.Проблема конфликтного поведения детей является одной из самыхактуальных, так как оно оказывает влияние не только на развитие личности,поведение и деятельность дошкольника, но и приводит к искажениюмежличностных отношений детей.Ежедневное взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками в условиях дошкольного учреждения также влечет за собой возникновение множества противоречий и, как следствие, конфликтных ситуаций, которые требуют конструктивного разрешения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………....7
Понятие конфликта в психолого-педагогических исследования………7
Характеристика конфликтности в дошкольном возрасте ……………………………………………………………………………..16
Специфика работы по профилактике конфликтов в группе детей дошкольного возраста…………………………………………………….22
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ……………………………………………………………28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………..30
2.1 Диагностика уровня конфликтности у детей 5-6-летнего возраста……...30
2.2 Программа психолого-педагогической профилактики конфликтов в группе детей дошкольного возраста……………………………………………37
2.3. Проверка эффективности экспериментальной методики ………………..41
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ ………………………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...53
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 195 с. URL: https://urait.ru/bcode/514041 (дата обращения: 08.10.2022).
Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - Москва : ЮНИТИ, 2002. – 551 с.
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – Москва, 2020. – 216 с.
Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога. 3-е изд. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - Москва: Эксмо, 2010. - 656 с.
Беленцов, С.И. Конфликтология: учеб. пособие / С.И. Беленцов, Т.Ю. Копылова. - Курск: ЮЗГУ, 2014. - 187 с.
Большой толковый психологический словарь : в 2-х т. Том 1 / Ребер Артур – Москва : Вече, ACT, 2000. – 592 с.
Большунова, Н.Я. Сказка как средство образования дошкольников в формах детской субкультуры / Н.Я. Большунова // Журнал практического психолога. – 2004. - № 5. – с. 24-34.
Буре Р. Ребенок в обществе сверстников / Р. Буре, Л. Островская // Детский сад со всех сторон. – 2002. - № 12. – с. 20-24.
Васянина О.Л. Конфликтология как социально-психологическое явление / О.Л. Васянина // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2016. – Т. 10. - № 53. – С. 16-17.
Вачков, И. Уровни и смыслы психологической сказки / И. Вачков // Школьный психолог: прил. к «ПС». – 1999. - № 45. – С. 12.
Волкова Н.В. Конфликтология / Н.В. Волкова. – Москва, 2016. – 360 с.
Главатских М.М. Взаимосвязь образа конфликтной ситуации с поведением в конфликте: дисс. ... канд. психол. наук / М.М. Главатских. - Ярославль, 2003. - 172с.
Гребёнкин Е.В. Тренинг по профилактике конфликтного поведения / Е.Н. Гребёнкин // Школьные технологии. – 2008. - № 5. – С. 121-128.
Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – Санкт-Петербург : Питер, 2018.- 464 с.
В психолого-педагогических исследованиях наблюдается большое разнообразие подходов к понятию «конфликт», в связи с чем в психолого-педагогическая наука не располагает единственной и общей трактовкой этого понятия. В прямом смысле понятие «конфликт» переводится с латинского «conflictus» как «столкновение, серьезное разногласие, спор» [6, с. 419].В западной психологии понятие «конфликт» используется в отношении любой ситуации, которая влечет за собой проявления враждебности, конфронтацию, борьбу противоположностей, столкновение различных взглядов на то или иное событие и т.п. [8].Как справедливо замечает Ф.Е. Василюк, если бы в науке существовало единое определение конфликта, оно было бы бессодержательно и звучало следующим образом: « конфликт – это столкновение чего-то с чем-то » [9, с. 19].Различные психологические направления рассматривают феномен конфликта с точки зрения главной идеи своих теорий. Например, в психоанализе конфликт рассматривается как явление, обусловленное внутриличностными особенностями. По мнению основателя данного направления - З. Фрейда, любая личность непрерывно пребывает в конфликте (как внутреннем, так и внешнем) с собой, с окружающими людьми и миром в целом [6].Еще один приверженец психоаналитической теории, К. Хорни, указывает что первопричиной всех конфликтов у человека является его неумение находить способы разрешения своих внутренних проблем [8].