Развитие свойств произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития посредством составленной психолого-педагогической программы
ВВЕДЕНИЕ
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте представляет собой одно из наиболее важных приобретений личности на данном этапе онтогенеза, а также обязательным условием успешного обучения в школе. Оно тесно связано с формированием у ребенка волевых качеств и непосредственно взаимодействует с его общим умственным развитием. Когда ребенок начинает учиться в школе, требования к произвольности его внимания возрастают, ведь ему становится нужно контролировать результаты собственной деятельности, уметь де
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие «произвольное внимание» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте 14
1.3. Своеобразие произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 26
2.1. Организация, методы и методики эмпирического исследования 26
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования. 32
2.3. Обоснование составленной психолого-педагогической программы 36
2.4. Анализ результатов эмпирического исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. М.: Лениздат, 2016. 251с
2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 2006. – 115 с.
3. Асратян Э.А. Новые данные о переключении в условно-рефлекторной деятельности / Э.А. Асратян // Журн. высш. нервн. деят. – 2002. – № 3. – С. 305-312.
4. Баскакова Изольда Леонидовна. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников / И. Л. Баскакова; Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 64 с.: ил.; 20 см. - (Библиотека школьного психолога)
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов/Л. Н. Блинова. Москва. НЦ ЭНАС. 2002.256 с.
6. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – Московский психолого-социальный институт, 2006. – 632 с.
7. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 189 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: ПедагогикаПресс, 2011. 536с.
9. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. // Хрестоматия по вниманию / Л. С. Выготский / сост. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырей. – М. : МГУ, 1976. – 349 с.
10. Вундт, В. Память и внимание / В. Вундт. – Москва : Просвещение, 2015. – 372с.
11. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Психология как объективная наука.
12. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - м., аркти, 2002. 41.
13. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 2013. 160 с
14. Гонина, О. О. Развитие произвольного внимания дошкольников с помощью дидактических игр / О. О. Гонина, Е. Е. Чернявская // Проблемы теории и практики психологии развития. – 2016. – №3 (3). – С. 4-6.
15. Гомезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2014. 512 с.
16. Григорьева С.А. Как сконцентрировать внимание учащихся / С.А. Григорьева // Математика в школе. – 2001. – № 5. – С. 18-20.
17. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. М.: Просвещение, 2015. 295 с.
18. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспи
Психологическая коррекция нарушения внимания требует длительного времени и условий, при которых дети могут работать не отвлекаясь, постепенно приобретая усидчивость и аккуратность. Для достижения этих целей важно помогать ребенку формировать навык самоконтроля в учебно-воспитательном процессе. Для преодоления нарушений произвольного внимания, одновременно будут востребованными различные коррекционные приемы, в частности, это может быть предъявление интересных, личностно значимых заданий
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проблеме развития внимания придается огромное значение. Ей много уделяли и уделяют внимание отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Они излагают свои взгляды и убеждения по данной проблеме, которые обоснованы в их исследованиях, подтвержденных практикой.
Произвольное внимание – это направленность и сосредоточенность нашего