Исследование влияния занятий единоборствами на психическое состояние людей различного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Занятие любым видом спорта развивает человека как личность. При этом каждый человек должен быть не только в гармонии со своим телом, но и уметь постоять за себя. В современном мире не потеряли своей актуальности восточные единоборства, прекрасно подходящие как для самозащиты, так и для установления гармонии со своим телом. К тому же, восточными единоборствами не обязательно заниматься профессионально, можно заниматься для общего развития.
В 21 веке новой модой становится ведение Здорового образа жизни. Правильное питание, занятие спортом и отказ от вредных привычек формирует новое поколение людей, интересующихся своим здоровьем и заботящихся о своем будущем. Сейчас существует множество различных видов спорта и с каждого десятилетием их количество увеличивается. Каждый человек любого возраста и любого телосложения может подобрать любое занятие на свой вкус и по своим силам.
Многие учёные в своих статьях отмечают, что успех тренировочного процесса зависит во многом от
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЕДИНОБОРСТВАМИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Единоборства как вид спортивной деятельности 7
1.2 Психическое состояние: понятие, компоненты и характеристика 13
1.3 Методы изучения и оценки психических состояний 19
1.4 Современные подходы к коррекции негативных психических состояний 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЕДИНОБОРСТВАМИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1 Диагностика влияния занятий единоборствами на психическое состояние людей различного возраста 28
2.2 Регуляция психических состояний на занятиях единоборствами 34
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 40
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЕДИНОБОРСТВАМИ 43
3.1 Практические рекомендации тренерам по регуляции негативных психических состояний спортсменов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойцова Ю.А. К вопросу об оптимальном возрасте начала занятий юных спортсменов в секциях единоборств // Вестник магистратуры. 2022. №5-2 (128). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-optimalnom-vozraste-nachala-zanyatiy-yunyh-sportsmenov-v-sektsiyah-edinoborstv (дата обращения: 09.06.2023).
2. Власова А.А., Савельева О.В. Влияние восточных единоборств на развитие личности человека // Скиф. 2019. №12-1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vostochnyh-edinoborstv-na-razvitie-lichnosti-cheloveka (дата обращения: 09.06.2023).
3. Восточные единоборства. Учебное пособие. / Ю.А. Бахарев, В.П. Тупицын, С.Б. Панкратов, А.М. Морозов, А.С. Лобанов, И.А. Сорокин. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. – 124 с.
4. Головихин, Е. Образовательная программа для УДО по единоборствам (тхэквондо, бокс, каратэ, кёкусинкай, борьба, кикбоксинг) для учащихся спортивно оздоровительных групп (СОГ) 5–16 лет / Евгений Головихин. - М.: АВТОР, 2018. - 182 c.
5. Головихин, Е. Организация и методика обучения в спортивных видах единоборств: учебно-методическое пособие / Евгений Головихин. - М.: АВТОР, 2019. - 903 c.
6. Давиденко И.А., Болотин А.Э. Основы классификации разных видов смешанных единоборств // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №10 (212). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-klassifikatsii-raznyh-vidov-smeshannyh-edinoborstv (дата обращения: 09.06.2023).
7. Дадашова Т.Д., Дьяченко А.В., Колесникова Н.В. Как психическое состояние спортсмена влияет на его спортивную деятельность? // Вестник науки. 2022. №11 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-psihicheskoe-sostoyanie-sportsmena-vliyaet-na-ego-sportivnuyu-deyatelnost (дата обращения: 09.06.2023).
8. Демчук Е.Е. Влияние восточных единоборств на развитие личностных качеств у студентов // Наука-2020. 2020. №8 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vostochnyh-edinoborstv-na-razvitie-lichnostnyh-kachestv-u-studentov (дата обращения: 09.06.2023).
9. Дилмурод Й.Т. Влияние занятий единоборствами на уровень проявления морально-волевых качеств учащихся общеобразовательной школы // Academic research in educational sciences. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-ednoborstvami-na-uroven-proyavleniya-moralno-volevyh-kachestv-uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 09.06.2023).
10. Дмитриев О.Б., Чирков С.В. Мотивация подростков к занятию единоборствами на этапе начальной подготовки // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-podrostkov-k-zanyatiyu-edinoborstvami-na-etape-nachalnoy-podgotovki (дата обращения: 09.06.2023).
11. Завалишина С.Ю., Юрченко А.Л., Доронцев А.В., Разживин О.А. Функциональные особенности организма студентов, регулярно занимающихся рукопашным боем // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №5 (207). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnye-osobennosti-organizma-studentov-regulyarno-zanimayuschihsya-rukopashnym-boem (дата обращения: 09.06.2023).
12. Зекрин Ф.Х., Зебзеев В.В., Зекрин А.Ф. Современные тенденции спортивной подготовки единоборцев в фокусе научного форума // ТиПФК. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-sportivnoy-podgotovki-edinobortsev-v-fokuse-nauchnogo-foruma (дата обращения: 09.06.2023).
13. Иванов Д.А. Роль единоборств в ж
Его преимущество — известная степень доступности в плане технического оснащения: этот метод не требует наличия специальной аппаратуры, в отличие от психофизиологических методов, или сложного стимульного материала, в отличие от некоторых проективных методик или опросников.
Главное же достоинство метода наблюдения — возможность оценивать состояние человека, вовлеченного в процесс деятельности, не прерывая самой этой деятельности. Это позволяет получить информацию о реальном поведении испытуемого в эмоциогенно насыщенных ситуациях, изучить динамику этих состояний, определить влияние состояний на эффективность выполняемой деятельности, оценить способность испытуемого к саморегуляции и т. д. Наряду с этим данному методу присущи определенные недостатки. Как отмечает Л. В. Куликов, к ним относится, прежде всего, сложность проце