История развития традиционной оперы Китая
Введение
В XX веке Китай прошёл стремительный путь от патриархального, отсталого государства к современному положению одного из мировых экономических лидеров. Масштабные изменения произошли и в культуре Китая, в том числе в театральном искусстве. На почве традиционной китайской музыкальной драмы (сицюй) выросло новое древо – современная китайская опера гэцзюй (歌剧 – «песенный спектакль»), которую отличает ориентация на европейский опыт. В панораме современного китайского музыкального театра народная опера занимает особое место. Её отличает бережное сохранение качеств китайского традиционного театра, и, одновременно, стремление к плодотворному диалогу с иными жанрами и направлениями китайской оперы. Перспектива дальнейшего развития жанра состоит в расширении тематики произведений, и в обогащении выразительной стороны спектакля. Несомненно, перспективным представляется возможный выход народных опер на мировую сцену, долгое время ограниченный рядом причин. Многие яркие постановки традиционн
Оглавление
Введение 3
Глава I. Специфика народной оперы………………………………………………………………………………6
1.1. Народная опера в типологической системе новой китайской оперы и европейской оперы………………………………………………………………..6
1.2. Принцип взаимодействия центростремительной и центробежной сил………………………………………………………………………………...21
Глава 2. Компоненты народной оперы…………………………………………28
2.1 Музыкальные компоненты………………………………………………….28
2.2. Китайские внемузыкальные компоненты народной оперы……………..49
Заключение……………………………………………………………………….56
Список литературы………………………………………………………………58
Список использованной литературы
1. Алпатова А. Метаморфозы архаики в современной культуре и музыке / А. Алпатова // Материалы научно-практического симпозиума «Архаика и авангард». Санкт Петербург, 2-5 декабря 2013 года. – СПб., 2014.
2. Асафьев Б. Об опере: Избр. ст. – 2-е изд. / Б. Асафьев – Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1985. – 343 с.
3. Баева А. Русская опера второй половины ХХ века: жанр и время / А. Баева // Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи: Матер. конф. «Фоносфера – человек – сообщество» / ред.-сост. Е.М. Тараканова. – М. : СПб.: Алетейя, 2003. – С. 127–145.
4. Березовчук Л. Опера как синтетический жанр (предварительные заметки о психологических предпосылках приципа дополнительности и его роли в музыкальном театре) / Л. Березовчук // Музыкальный театр: сб. науч. тр. Серия: Проблемы музыкознания. Вып. 6. / Ред. сост. А.Л. Порфирьева.– СПб. : РИИИ, 1991.– С. 36–92.
5. Бинбин Бай. Развитие новой музыкальной культуры Китая (1860-1948) / Бай Бинбин // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. Мінск, 2009. № 2 (12). – С. 41-45.
6. Будаева Т. Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй (Пекинская опера): автореф. дис. … канд. иск.: 17.00.02 / Туяна Будаева. – М., 2011. – 28 с.
7. Ван Пэйи. Культурно-этнографические традиции развития региональной драмы в Китае / Пэйи Ван // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. Мінск. – 2013. – № 1 (19). – С. 67-72.
8. Ван Пэйи. Опера куньцюй и ее художественные особенности / Пэйи Ван // Культура. Наука. Творчество: сборник научных статей. Минск. – 2011. – Вып. 5. – С. 411-419.
9. Ван Пэйи. Символические и философские основания развития китайской региональной музыкальной драмы / Пэйи Ван // Искусство и культура. Минск. – 2012. – №4 (8). – С. 107-110.
10. Ван Пэйи. Хэнаньский баньцзы «Му Гуйин возглавляет армию»: литературно-сюжетная основа и музыкальное оформление / Пэйи Ван // Культура: открытый формат – 2013: сборник научных статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. Минск. – 2013. – С. 126- 131.
11. Ван Цюн. Национально-культурные типы вокально-исполнительского искусства (на материале сравнения пекинской музыкальной драмы и европейской
Принцип повторности драматических положений. «Его органичность обусловлена периодическим повторением сценической ситуации, характеризующей генеральную идею сюжета. В операх-драмах обобщающий композиционный замысел фокусируется на антиномии двух полюсов – жизни и смерти» [21, 17]. В народной опере «Пламя и весенний ветер погубят древний город» такой повторяющейся драматической ситуацией является общение подпольщика Ян Сяодуна и гоминьдановского чиновника Гуань Цзинтао, представленное в четырёх сценах. В них разворачивается интеллектуальный поединок, в результате которого Гуань Цзинтао решает помогать коммунистам, и в кульминационный момент оперы спасает Ян Сяодуну жизнь. Поединок наделён мощным психологизмом. Так, в первой сцене «Дух человека» (2 картина, №4) Гуань Цзинтао консультируется у Ян Сяодуна (врача по специальности) на предмет ухудшения самочувствия. Ян Сяодун отвечает двусмысленно: ставит диагноз, но даёт понять, что сердце пациента не спо