Поэтика абсурда в произведениях А. П. Чехова
Введение
В наше время, когда технологии и наука стремительно развиваются, а социальные изменения происходят с невиданной скоростью, многие люди ощущают глубокое разочарование в жизни. XX и начало XXI века по праву можно назвать веком абсурда, веком так называемого «экзистенциального вакуума».
Некоторые считают, что это явление связано с отсутствием ясности в ценностях и идеалах, которые раньше помогали определиться в мире. Всё больше людей сталкиваются с проблемами самоидентификации, неспособностью понять свои желания и потребности, а также с чувством бессмысленности жизни. В этом контексте возникает необходимость в поиске новых способов осознания себя и своего места в мире.
Мотивы абсурдности человеческой жизни, т. е. ее отклонения от нормы или бессмысленности, проходят через всё творчество А.П. Чехова. Это одна из самых важных, «вечных» тем, имеющих большую историю в литературе, поэтому мы обратились к её исследованию на материале произведений А.П. Чехова.
Актуальность
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Особенности мироощущения А.П. Чехова и проблема абсурда 7
1.1. Абсурд как эстетическая категория 7
1.2. Абсурд в литературе 11
1.3. Комическое мироощущение А.П. Чехова 21
Глава 2. Абсурд в художественном мире А.П. Чехова 26
2.1. Абсурд в рассказах А.П. Чехова 26
2.2. Абсурд в пьесах А.П. Чехова 34
2.3. Абсурд в водевилях А.П. Чехова 44
Заключение 54
Список литературы 57
Список литературы
I. Общетеоретическая литература
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990. – 543 с.
2. Вахрушев В. Логика Абсурда, или Абсурд Логики // Новый мир. – 1992. – №7. – 233 с.
3. Введение в литературоведение: Учеб. пособие /Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.
4. Виноградов В.В. Стилистика. Теория речи. Поэтика // Вопросы языкознания. – 1962. – № 5. – С.10-21.
5. Дземидок Б. О комическом / Б. Дземидок. – М.: Прогресс, 1974. – 225 с.
6. Клюев Е.В. Теория литературы абсурда / Е.В. Клюев. – М.: УРАО, 2000. – 102 с.
7. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М.: Высшая школа: Изд. центр «Академия», 2000. – 415 с.
8. Набоков В. Лекции по русской литературе / В. Набоков ; пер. с англ. С. Антонова, Е. Голышевой, Г. Дашевского и др. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. – 384 с.
9. Николюкин А.М. О русской литературе: Теория и практика / А.М. Николюкин. – М.: ИНИОН РАН, 2003. – 559 с.
II. Научная литература и критика по творчеству писателя
10. Булгаков С. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л.И. Шестова // Сочинения. В 2 т. – Т. 1. – М., 1993. – С. 517-537.
11. Герасимова А.Г. Проблема смешного: Вокруг ОБЭРИУ и не только. М.: Пробел-2000, 2018. – 218 с.
12. Звонникова Л.А. Заколдованный круг (Проза А.П. Чехова) / Л.А. Звонникова. – М., 1998.
13. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение / Б.И. Зингерман. – M., 1988.
14. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова / В.Б. Катаев. – М., 1989.
15. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова / В.Б. Катаев. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 112 с.
16. Катаев В.Б. Чехов плюс… Предшественники, современники, преемники / В.Б. Катаев. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 392 с.
17. Коган П. Литературные направления и критика 80-х и 90-х годов // История русской литературы 19 в. – Т. 5. – 1911. – 910 с.
18. Кройчик Л.Е. Поэтика комического в творчестве А.П. Чехова / Л.Е. Кройчик. – Воронеж, 1986. – 179 с.
19. Кубасов А.В. Рассказы А.П. Чехова: поэтика жанра / А.В. Кубасов. – Свердловск: СГПИ, 1990. – 71 с.
20. Машинский С.И. «Мертвые души» Н.В. Гоголя / С.И. Машинский. – 2-е изд., доп. – М.: Художественная литература, 1978. –117 с.
21. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. – М.: РГГУ, 2001. –190 с.
22. Оутс Джойс Кэрол. Чехов и театр абсурда // Чеховиана: «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишнёвый
Писатель был очень внимателен к алогизмам жизни, о чем свидетельствуют его записные книжки. В них можно обнаружить массу сюжетов, кажущихся неправдоподобными, анекдотическими, абсурдными в силу необычности, ненормальности: «Крыжовник был кисел: ''Как глупо'', – сказал чиновник и умер»; «Один богач, почувствовав приближение смерти, приказал подать тарелку меду и вместе с медом съел свои деньги»; «Молодой человек собрал миллион марок, лег на них и застрелился»; «– Отчего умер ваш дядя? – Он вместо 15 капель Боткина, как прописал доктор, принимал 16» [17, 58]; «Умер оттого, что боялся холеры». В «Записных книжках III» читаем: «Муж и <жен> жена любили гостей, потому что без гостей ссорились». А ниже Чехов добавляет: «Это абсурд! Это анахронизм!».
Все эти записи доказывают, что Чехов, как никто другой, видел всю трагикомичность «перевернутого» мира, который чаще всего его окружал. Абсурд являлся тем средством, с помощью которого писатель выражал свое отношение