Формирование представлений о профессиях у старших дошкольников задержкой психического развития
Введение
В настоящее время увеличивается число детей с задержкой психического развития (Далее – ЗПР). По данным У.В. Ульенковой, задержка психического развития встречается у детей дошкольного возраста в 10 %. Большая часть детей начинает классифицироваться, как ребенок с задержкой психического развития в возрасте 5–6 лет, наиболее близко к периоду школьного обучения [102]. Дети с ЗПР в школьном возрасте, составляют 50 % от неуспевающих школьников. Следует отметить, что дети с ЗПР могут вполне успешно усваивать образовательную программу, но для этого следует создавать особые педагогические условия. И чем своевременнее будут организованы эти условия, тем успешнее будет развиваться ребенок. Изучением ЗПР у детей занимались таких известных ученых, как В. М. Астапов, Н. С. Певзнер, Т. А. Власова, В. М. Лубовский и другие, которое активно развернулось в советской дефектологии в 60-е годы. Т. А. Власова и Н.С.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 4
Глава 1 Теоретические основы изучения представлений о профессиях у старших дошкольников с ЗПР………………………………………………….. 7
1.1 Особенности психического развития старших дошкольников с ЗПР….. 7
1.2 Особенности развития представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………… 15
1.3 Особенности формирования представлений о профессиях у старших дошкольников с задержкой психического развития……………… 23
1.4Экскурсия как форма ознакомления с профессиями старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях «Ознакомление с окружающим миром»……………………… 27
1.5. Формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями старших дошкольников с задержкой психического развития при формировании представлений о профессиях.
Выводы по главе 1……………………………………….. 44
Глава 2 Характеристика актуального уровня сформированности представлений о профессиях у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………… 47
2.1 Цели и задачи констатирующего эксперимента по выявлению актуального уровня сформированности представлений о профессиях у старших дошкольников с задержкой психического развития……… 47
2.2 Диагностика по выявлению актуального уровня сформированности представлений о профессиях у старших дошкольников с задержкой психического развития……………………………………………. 48
Выводы по главе 2………………………………………………………………
Глава 3 Коррекционная работа по формированию представлений о профессиях у старших дошкольников с задержкой психического развития. 66
3.1 Цель, задачи программы коррекционной работы………………………. 66
3.2 Программа коррекционной работы по формированию представлений о профессиях у старших дошкольников с задержкой психического развития .67
3.3 Описание хода коррекционной работы по формированию представлений о профессиях у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………………………. 78
3.4 Повторное диагностическое обследование по выявлению актуального уровня сформированности представлений о профессиях у старших дошкольников с задержкой психического развития…………………………123
Выводы по 3 главе………………………………………133
Заключение……………………………………………………………………...134
Список литературы……………………………………………………………..135
Список литературы
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе Федеральных государственных стандартов дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17
Аликулова С. Особенности развития детей с задержкой психического развития / С. Аликулова, А. Нургали // Современный научный вестник. — 2016. — №1. — С. 222-225.
Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
Базарбаева Б.Г. Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития / Б.Г. Базарбаева, А.К. Егенисова // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — №7-2. — С. 136-139.
Баряева Л. Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Союз. 2001.
Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
Борутто, Е. А. Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей в процессе коррекционной работы с детьми ОВЗ (ЗПР) / Е. А. Борутто. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56179/ (дата обращения: 09.08.2021).
Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. — М.: Астрель, 2012. — 177 с.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. - М.: Альфа, 2003.
Задержка психического развития соматогенного генеза, чаще всего, наблюдается у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети, в связи со здоровьем, часто пропускают детский сад, у них возникают пробелы в знаниях. Для данной категории детей характерны явления стойкой психической и физической астении, это несет за собой к снижению работоспособности и формированию таких черт характера как тревожность, робость, боязливость.Задержка психического развития психогенного генеза. При данном виде задержки чаще всего прослеживаются нарушения эмоционально - волевой сферы, сниженная работоспособность, несформированность произвольной регуляции поведения. Из-за раннего органического поражения ЦНС, в случае длительного воздействия травмирующих факторов, у ребенка появляются стойкие сдвиги в нервной и психической сферах, что влечет за собой невротические нарушения, а также, патологическое развитие личности. При такой задержке детям тяжело даются интеллектуальные усилия, наблюдаются нарушения в поведении. Также нарушена социализация, взаимоотношения с окружающими людьми. Наблюдаются нарушения в поведенческой сфере в незнакомой обстановке.