Выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет
Введение
Познание окружающего мира ребёнком происходит первостепенно через сенсорные процессы, которые остаются важными составляющими на протяжении всех лет жизни человека. Сенсорное развитие человека - это развитие его восприятия и формирования представлений об основных свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе) [25, с.170].Восприятие - это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств [20, с.170]. Ведущую роль занимает зрительное восприятие, благодаря которому человек извлекает информацию о событиях и объектах внешнего мира. Оно играет неоценимую роль в развитии познавательных процессов ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение.Зрительное восприятие – есть формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы изучения сенсорного развития у детей 3-4 лет……………………………………………………………………… 6
1.1. Изучение процессов восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………… 6
1.2. Развитие процессов восприятия и формирования представлений у детей в онтогенезе………………………………………………………… 11
1.3. Особенности сенсорного развития у детей 3-4 лет ………………… 17
Выводы по I главе………………………………………………………… 20
Глава II. Изучение уровня сенсорного развития у детей 3-4 лет……… 21
2.1. Цель, задачи и методики по изучению сенсорного развития детей 3-4 лет……………………………………………………………………… 21
2.2. Содержание и анализ результатов исследования …………………. 24
Выводы по II главе………………………………………………………… 29
Заключение ……………………………………………………………….. 31
Список использованной литературы……………………………………. 33
Приложение ………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы
Адам, Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога: пер. с англ. [Текст] / Перевод Алексеенко Н.Ю.; Под ред. и с предисл. Е.Н. Соколова. - М.: Мир, 2001. - 152 с.
Алиева, С.К. Сенсорное воспитание младших дошкольников / С.К. Алиева // [Электронный ресурс]: Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» Электрон, дан. - М.: Мир, 2019.
Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия [Текст] / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева. – М., 2005. - С. 323-333.
Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие [Текст] / В.Н. Белкина. - Ростов н/Дону: Феникс, 2015. - 270 с.
Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Материалы Всероссийской научной конференции (3-4 февраля 2005 г.) [Текст] / П.П. Блонский. - М., 2005. - 318 с.
Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком: моногр. [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 200 c.
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1989. – 350 с.
Восковская, Л.В. Психология ощущений и восприятия [Текст] / Л.В. Восковская. – М.: Юрайт, 2017. – 476 с.
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 2000. - С. 521-530.
Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева. - М.: Школа – Пресс, 2001. – 163 с.
Григорьева, Л.П. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия [Текст] / Л.П. Григорьева, С.И. Кондратьева, С.В. Сташевский. – М.: Мысль, 2011. – 150 с.
Жубров, С.В. Психологические механизмы формирования качества зрительного образа восприятия как фактор успешного обучения [Текст] / С.В. Жубров // Сибирский учитель. - 2003. - № 4. – С. 25-28.
Ведущим компонентом любой деятельности человека являются сенсорные процессы. Восприятие – это целостное отражение предметов, явлений и событий, возникающее при тесном воздействии физических раздражителей на рецепторы [1, с.152]. Следует рассмотреть некоторые подходы учёных исследователей к определению зрительного восприятия.Так, А.В. Запорожец определил восприятие, как процесс, связанный по своему происхождению с внешними практическими действиями. [14, с.90] По его мнению, человек, воспринимая определённый предмет или явление, не только осматривает или ощупывает этот предмет, но и выполняет целое ориентировочно – исследовательское действие, направленное на выявление важных характеристик воспринимаемого предмета.В ходе сенсорных процессов человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать образ предмета. Активность восприятия в этом случае определяется участием двигательных компонентов анализаторов в процессе восприятия (движение глаз в зрительном восприятии, движение руки в тактильном восприятии) [12, с.28]. Сенсорные процессы зависят не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не отдельно взятые глаз или ухо сами по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства человека [12, с.28].