Выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет

Скачать дипломную работу на тему: Выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет. В которой определены особенности развития процессов восприятия и формирования представлений у детей младшего дошкольного возраста в онтогенезе. Изучено современное состояние проблемы исследования в специальной научно-педагогической литературе.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.04.2025
Объем файла
319 Кб
Количество страниц
30
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1760 руб.
2200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Познание окружающего мира ребёнком происходит первостепенно через сенсорные процессы, которые остаются важными составляющими на протяжении всех лет жизни человека. Сенсорное развитие человека - это развитие его восприятия и формирования представлений об основных свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе) [25, с.170].Восприятие - это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств [20, с.170]. Ведущую роль занимает зрительное восприятие, благодаря которому человек извлекает информацию о событиях и объектах внешнего мира. Оно играет неоценимую роль в развитии познавательных процессов ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение.Зрительное восприятие – есть формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз.

Содержание
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы изучения сенсорного развития у детей 3-4 лет……………………………………………………………………… 6
1.1. Изучение процессов восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………… 6
1.2. Развитие процессов восприятия и формирования представлений у детей в онтогенезе………………………………………………………… 11
1.3. Особенности сенсорного развития у детей 3-4 лет ………………… 17
Выводы по I главе………………………………………………………… 20
Глава II. Изучение уровня сенсорного развития у детей 3-4 лет……… 21
2.1. Цель, задачи и методики по изучению сенсорного развития детей 3-4 лет……………………………………………………………………… 21
2.2. Содержание и анализ результатов исследования …………………. 24
Выводы по II главе………………………………………………………… 29
Заключение ……………………………………………………………….. 31
Список использованной литературы……………………………………. 33
Приложение ………………………………………………………………. 36

Список использованной литературы
Адам, Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога: пер. с англ. [Текст] / Перевод Алексеенко Н.Ю.; Под ред. и с предисл. Е.Н. Соколова. - М.: Мир, 2001. - 152 с.
Алиева, С.К. Сенсорное воспитание младших дошкольников / С.К. Алиева // [Электронный ресурс]: Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» Электрон, дан. - М.: Мир, 2019.
Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия [Текст] / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева. – М., 2005. - С. 323-333.
Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие [Текст] / В.Н. Белкина. - Ростов н/Дону: Феникс, 2015. - 270 с.
Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Материалы Всероссийской научной конференции (3-4 февраля 2005 г.) [Текст] / П.П. Блонский. - М., 2005. - 318 с.
Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком: моногр. [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 200 c.
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1989. – 350 с.
Восковская, Л.В. Психология ощущений и восприятия [Текст] / Л.В. Восковская. – М.: Юрайт, 2017. – 476 с.
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 2000. - С. 521-530.
Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева. - М.: Школа – Пресс, 2001. – 163 с.
Григорьева, Л.П. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия [Текст] / Л.П. Григорьева, С.И. Кондратьева, С.В. Сташевский. – М.: Мысль, 2011. – 150 с.
Жубров, С.В. Психологические механизмы формирования качества зрительного образа восприятия как фактор успешного обучения [Текст] / С.В. Жубров // Сибирский учитель. - 2003. - № 4. – С. 25-28.

Ведущим компонентом любой деятельности человека являются сенсорные процессы. Восприятие – это целостное отражение предметов, явлений и событий, возникающее при тесном воздействии физических раздражителей на рецепторы [1, с.152]. Следует рассмотреть некоторые подходы учёных исследователей к определению зрительного восприятия.Так, А.В. Запорожец определил восприятие, как процесс, связанный по своему происхождению с внешними практическими действиями. [14, с.90] По его мнению, человек, воспринимая определённый предмет или явление, не только осматривает или ощупывает этот предмет, но и выполняет целое ориентировочно – исследовательское действие, направленное на выявление важных характеристик воспринимаемого предмета.В ходе сенсорных процессов человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать образ предмета. Активность восприятия в этом случае определяется участием двигательных компонентов анализаторов в процессе восприятия (движение глаз в зрительном восприятии, движение руки в тактильном восприятии) [12, с.28].  Сенсорные процессы зависят не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не отдельно взятые глаз или ухо сами по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства человека [12, с.28].