Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Скачать дипломную работу на тему: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. В которой определена сущность понятия «связная речь». Изучены психолого-педагогические особенности восприятия художественной литературы детей шестого года жизни.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.04.2025
Объем файла
229 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста обусловлена уникальностью и специфичностью дошкольного возраста, особенностями психофизиологического, социально-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в этот период создаются благоприятные возможности для целостного развития личности дошкольника. Актуальность проблемы освоения связной речи детьми дошкольного возраста отражается в многочисленных психолого-педагогических, лингвистических исследованиях.Значимость разработки этой проблемы определяется несколькими аспектами: - необходимостью социализации ребенка и его личностного развития; - успешным решением образовательных задач на начальном этапе школьного обучения; - специальной подготовкой педагога к осуществлению функций развития речи и ее коррекции на ранних этапах возрастного развития ребенка.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..…………...3
Выводы по главе 1………………………………………………………………31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….……………….32
2. Содержание работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы………………………………………………………………………..40
Выводы по главе 2………………………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова, Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина / Н.Г. Агаркова, Е.А. Бугрименко. – М.: 1993. – 143 с.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольника / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2003. – 400 с.
Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор / В.П. Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с.
Боголюбская, М.К. Художественное чтение и рассказывания в детском саду / М.К. Боголюбская, В.Б. Шевченко. – М.:
Просвещение, 1966. – 122 с.
Бородич, Л.М. Методика развития речи детей / Л.М.
Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 225 с.
Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения / Е.А.
Бугрименко, Е.А. Цукерман. – М., 2013. – 213 с.
Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 328 с.
Выготкий, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.,1967. – 213 с.
Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 1978. – 253 с.
Година, Г.Н. Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста / Г.Н. Година, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1998. – 160 с. -Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М. Гурович. – М., 1992. - 143 с.
Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А., Панько. – М.: Университетское, 1988. – 399 с.
Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М. : Изд-во «Детство-Пресс», 2016. – 243 с.
Егорова, С.Ф. История дошкольной педагогики в России / С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 1999. – 263 с.
Жуковская, Р.И. Чтение книги в детском / Р.И. Жуковская. М.,1955. – 156 с.
Загрутдинова, М. Использование малых фольклорных форм / М. Загрутдинова, Н. Гавриш / Дошкольное воспитание. – 1991. – №9.

Одной из ключевых проблем развития дошкольников является освоение ими связной речи. По мнению С.Л. Рубинштейна «связность», это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Отсюда следует, что основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника и окружающих. Связная речь – это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Если речь несвязная, то она может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи (Рубинштейн 49). По мнению Е.А. Флериной «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание (61).Высказывание – это речевая деятельность, определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные законченные отрезки. Связная речь — главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения с взрослыми и сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в школе. Взрослым необходимо учить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделяя главное в высказывании.