Особенности обучения детей-мигрантов русскому языку в общеобразовательной школе
ВВЕДЕНИЕ
Изучение методики преподавания русского языка как иностранного становится важным условием и составной частью подготовки школьников мигрантов российских школ к их будущей сдаче экзаменов.
Процесс чтения является одной из весомых составляющих методики
преподавания русского языка как иностранного. Чтение является и целью, и средством обучения. В качестве цели чтение формирует, развивает и совершенствует умения извлекать информацию из текста. В качестве средства ‒ это выполнение разнообразных упражнений, то есть посредствам чтения текста и выполнения заданий, формируются навыки вдумчивого и
осознанного чтения, развивает читательскую грамотность.
Миграцией на постсоветском пространстве и её влиянием на демографическую ситуацию Российской Федерации занимались такие исследователи, как Ж. А. Зайончковская, Г. С. Витковская, Н. В. Мкртчян, Ю. Ф. Флоринская. Миграция на территорию России в контексте обеспечения безопасности принимающего сообщества рассмотрена К. Боришполец
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 7
1.1. Особенности этнокультурной адаптации детей-мигрантов 7
1.2. Проблемы обучения детей-мигрантов в общеобразовательной школе. 13
ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 20
2.1. Технологии изучения русского языка в школе 20
2.2. Методика работы с текстом 32
2.3. Методическая разработка «Разъяснение детям -мигрантам культуры, традиций России и значения русского языка». Обоснование разработки 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авксентьев В. А. Регион как объект конфликтологического анализа ‒ Региональные конфликты и проблемы безопасности Северного Кавказа. ‒ Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. ‒ 384 с.
2. Ананьина Д. А., Терентьева А. В Адаптация детей-мигрантов в условиях инокультурной среды: социально-философский анализ - Гуманитарный вектор.- 2022. Т. 17, № 2 – С. 122-130 //URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-migrantov-v-usloviyah-inokulturnoy-sredy-sotsialno-filosofskiy-analiz (дата обращения 24.04.2023)
3. Асхадуллина А. Л, Плаксий И. В. Психолого-педагогическая поддержка социокультурной атаптации детей-мигрантов - Казанский вестник молодых учёных. 2021 - Т. 5. № 4. С. 19 //URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-podderzhka-sotsiokulturnoy-adaptatsii-detey-migrantov (дата обращения 28.04.2023)
4. Ахременкова Л. А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2018 – 223 с. – стр. 11
5. Булгарова Б. А, Брагина М.А., Новосёлова Н.В., Золотых Е. А. Теоретико-методологические основы классиффикации и типологизации билингвизма – Вестник РУДН – 2017 – С. 384-392 //URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-klassifikatsii-i-tipologizatsii-bilingvizma (дата обращения 29.04.2023)
6. Верещагин, Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (Билингвизма) / Е. М. Верещагин. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – С. 162 //URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252566 (дата обращения: 19.04.2023)
7. Галяпина В. Н. Взаимодействие мигрантов и принимающего сообщества в Ставропольском крае: факторы взаимной атаптации - Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2014- № 5 (44) – С. 165-173 //URL: file:///C:/Users/juliy/Downloads/1716-1744-1-PB%20(1).pdf (дата обращения 29.04.2023)
8. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года N 68-оз Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (с изменениями на 25 мая 2023 года) //URL: https://docs.cntd.ru/document/558817312 (дата обращения 29.05.2023)
9. Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Проблемы обучения и социальной адаптации детей мигрантов в цифрах и диалогах - х: монография / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. – Ханты-Мансийск: Издательский дом «Новости Югры», 2012. – 212 с. – стр. 10
10. Как педагогу помочь ребенку мигранту адаптироваться в школе – 2023 – С. 1 // URL: https://school.kontur.ru/publications/2496 (дата обращения 29.04.2023)
11. Какорина Е. В., Смирнова Н. Л. Готовность детей мигрантов к обучению на русском языке: анализ результатов урока-тестирования - Филологический класс, 2 (44) – 2016 – С. 40-47 //URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-detey-migrantov-k-obucheniyu-na-russkom-yazyke-analiz-rezultatov-uroka-testirovaniya (дата обращения 24.04.2023)
12. Киселев А.А., Самойло
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.
К современным педагогическим технологиям относятся:
Предметно-ориентированные технологии
Технологии личностно-ориентированног