Коррекция тревожности у младших школьников средствами арт-терапии
Введение
В современной сформировавшейся общественной обстановке нашего государства и всего мира высокий уровень тревожности у детей продиктован актуальным жизненным укладом. Подобные преобразования сопряжены с изменением ритма жизни, со значительно возросшими требованиями к личности молодого члена общества. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени, который рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности [45].Проявление тревожности в младшем школьном возрасте чаще всего бывает связано со школьной и семейной обстановками: страх самовыражения, проверки знаний, ответа у доски, а также переживание семейных конфликтов и пр. В то же время, тревожность можно рассматривать как вид эмоционального состояния или личностное образование. Повышенный уровень тревожности также может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным эмоциональным ситуациям [1].
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………...... 3
Глава 1. Теоретические аспекты коррекции тревожности у младших школьников средствами арт-терапии………………………………………... 7
1.1 Анализ понятия «тревожность» в научной литературе………………. 7
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………... 14
1.3 Арт-терапия как средство коррекции тревожности у младших школьников……………………………………………………………………. 23
Выводы по первой главе…………………………… 35
Глава 2. Практические аспекты коррекции тревожности у младших школьников средствами арт-терапии……………………………………....... 36
2.1 Методы и организация исследования. Анализ результатов констатирующего этапа исследования………………………………………. 36
2.2 Программа коррекции тревожности у младших школьников средствами сказкотерапии…………………………………………………….
2.3 Анализ результатов контрольного этапа исследования………. 40
Выводы по второй главе……………………………….… 64
Заключение……………………………………………………………………. 66
Список использованных источников…….………...…
Приложение…………………………………………………………………… 69
Список использованных источников
Акопян Л. С. Тревожность и страхи младших школьников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа / Л. С. Акопян // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2008. – №1. – С. 104-109.
Андреев П. В. Психолог в образовании: теория и практика / В. П. Андреев, Е. М. Кравцов, Е. В. Пятницкая. – Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2015. – 236 с.
Артюшина Н. Н. Мастер-класс по сказкотерапии для родителей «Путешествие в сказку» / Н. Н. Артюшина, И. В. Федюнина // Материалы X Международной научной конференции «Продуктивное обучение: опыт и перспективы». – Самара. – 2018. – С. 23-33.
Балашова Н. А. Содержание деятельности педагога по коррекции тревожности младшего школьника во взаимодействии с семьей / Н. А. Блашова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2010. – № 3. – С. 249-252.
Белов В. Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов / В. Г. Белов, Р. Г. Кортенкова, М. А. Гурьева // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2011. – №10 (80). – С. 37-41.
Беляева Е. В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии / Е. В. Беляева, И. В. Борзенкова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2015. – №1(4). – С. 85-88.
Бочева Н. А. Анализ программ по коррекции тревожности в начальной школе / Н. А. Бочева // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – 2011. – № 1. – С. 102-107.
Брель Е. Ю. Проблемы развития тревожности у младших школьников / Е. Ю. Брель, С. В. Гайдук // Сибирский психологический журнал. – 2000. – №12. – С. 79-84.
Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. – Москва : Издательство «Ось», 2007. – 144 с.
Вачков И. В. Сказкотерапия в работе детского психолога / И. В. Вачков // Психолог в детском саду. – 2014. – №6. – С. 50-55.
Многие исследователи в своих многочисленных трудах обращали внимание на основные характеристики и особенности тревожности. Более развернуто данные признаки представлены в трудах Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной.Личность, у которой наблюдается повышенная тревожность, не способна продолжительное время работать, не уставая. У такого человека не получается на чем-то сделать акцент, сосредоточиться. Если человек с повышенной тревожностью попадает в новую обстановку, то практически сразу же начинает краснеть, руки становятся холодными и влажными. Тревожного человека часто мучают кошмары. При волнении начинает сильно потеть, у него отсутствует хороший аппетит, ему трудно быстро уснуть. Человек с повышенной тревожностью легко расстраивается, поэтому часто испытывает трудности со сдерживанием слез. Также у тревожного человека нет уверенности в собственных силах, он боится трудностей [40].Состояние тревожности могут вызывать такие ситуации, которые являются значимыми и важными для конкретной личности. Тревожность, по мнению С. А. Шапкина, вызывает как мобилизующий эффект, так и дезорганизацию в особенностях поведения в рамках определенной ситуации [55].