«Мелкие люди» русской литературы XIX-XX века
ВВЕДЕНИЕ
Тема «маленького человека» неразрывно связана в совокупности различных жанров русской классической литературы, однако само зарождение данного образа принято относить к эпохе реализма. Данная тема обрела актуальность и востребованность у писателей в начале XIX века. К образу «маленького человека» (далее – «мелкий человек») обращались литературоведы, и их художественные исследования, которые были посвящены произведениям «Станционный смотритель» и «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Шинель» Н.В. Гоголя, а также произведения из раннего творчества Ф.М. Достоевского, не остались без внимания, обращенному к чиновнику низкого сословия. Данный литературный герой, как правило, страдает от мировой и общественной несправедливости.
Впервые к теме «маленького человека» обратился отечественный критик В.Г. Белинский в своей статье «Горе от ума», написанной в 1840 году. По мнению критика, речь идет о «простом» человеке, не наделенным «высоким умом». Литературный герой данного типа имел неск
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ТЕМЫ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-XX ВВ. 6
1.1 Классическая репрезентация образа «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя 6
1.2 Трансформация типа «маленького человека» в русской литературе 1840-х годов 11
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ «МАЛЕНЬКИХ ЛЮДЕЙ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-XX ВВ. 15
2.1 «Маленький человек» и бедность в творчестве Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова 15
2.2 Проблема «маленького человека» в русской литературе XX века 22
ГЛАВА 3. ДЕГРАДАЦИЯ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-XX ВВ. 29
3.1 Путь от «маленького человека» в «мелкого». Отношение автора к образу 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Багиров Э.Г. Яков Бутков (жизнь и творчество) / Э.Г. Багиров. – М.: Б.И., 1957. – 16 с.
2. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846-1847 года / В.Г. Белинский. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 291 с.
3. Белькинд В.С. Образ «маленького человека» у Пушкина и Достоевского / В.С. Белькинд. // Пушкинский сборник. – Псков, 1968. – 148 с.
4. Берковский Н.Я. О «Повестях Белкина» (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма) / Н.Я. Берковский. // О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы. – М.– Л.: 1960. – С.94-200.
5. Бочаров С.Г. О смысле «Гробовщика» / С.Г. Бочаров. // О художественных мирах. – М.: «Сов. Россия», 1985. – С.35
6. Брандт Л.В. Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым / Л.В. Брандт. // Северная пчела. –1846. – № 25. – 30 янв. – Отд. Русская литература. – С. 99.
7. Бутков Я.П. Назидательное слово / Я.П. Бутков. // Петербургские вершины, описанные Я. Бутковым. – СПб.: 1845. – Ч. 1. – С. 1-16.
8. Вацуро В. Э. Повести покойного Ивана Петровича Белкина / В.Э. Вацуро. // Записки комментатора. – СПб.: Академический проект, 1994. – С. 31-48.
9. Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» / В.Е. Ветловская. – Л.: Худ. лит., 1988. – 208 с.
10. Галахов А.Д. Повесть Сто-одного. Превращение / А.Д. Галахов. // Современник. – 1847. –№7. –Т. 4. – С. 111–192.
11. Гоголь Н.В. (1809–1852). Авторская исповедь / Н.В. Гоголь; Сост. Ж.С. Журибеда. – Псков: Всероссийский фонд культуры. Псковское отд-ние, 1990. – 128 с.
12. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя / Г.А. Гуковский. М. – Л.: Худ. лит., 1959. – 530 с.
13. Достоевский Ф.М. Бедные люди [Текст] / Ф.М. Достоевский. – М.: Искатель, 2016. – 96 с.
14. Зощенко М.М. Собрание сочинений в четырех томах / М.М. Зощенко. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – Том 1: Рассказы (Двадцатые годы). – 2005. – 560 с.
15. Купреянова Е.Н. А.С. Пушкин [Текст] / Е.Н. Купреянова. // История русской литературы в 4-х томах. – Л.: Наука, 1981. – Т. 2. – С.288-295.
16. Липовский А.Д. Представители современной русской повести и оценка их литературной критикой / А.Д. Липовский. – «Литературный вестник», 1901. – № 5. – С. 23
17. Макогоненко Г.П. Избранные работы о Пушкине, его предшественниках и наследниках / Г.П. Макогоненко – Л.: Худ. лит., 1987. – 640 с.
18. Мейлах Б.С. Вопросы литературы
Это было заметно при выборе темы, героя, в описаниях внешних деталей и даже слоге.
Печально известный бедный студент Родион Раскольников настолько был одержим собственной теорией, что начал воплощать её в действительность, переоценив возможности и силы. Он планировал убить только старуху-процентщицу Алёну Ивановну, однако ему пришлось пойти и на другие жестокие убийства, которые понесли за собой моральный груз. Именно это и не смог вынести герой. Признание Раскольникова Соне Мармеладовой стало упоением души для героя, тем самым неоднократно подтвердив свою никчемность. Не реализовав свою идею, Раскольник убил в самом себе человека, даже «маленького». Соня Мармеладова предстает перед читателем как встречный поток Родиона Раскольникова. Она обладает необходимыми качествами для «маленького чело