Формирование профессионального самоопределения у обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)
Введение
Актуальность. Правильный и осознанный выбор профессии, который совершает выпускник образовательной организации- это основа его дальнейшей успешной социализации. Так как рынок труда в современном мире постоянно меняется, то проблема выбора будущей профессии становится сложной. Большинство обучающихся выпускных классов делают выбор будущей профессии неосознанно, часто по совету родителей или друзей, по некоторым второстепенным, несущественным качествам, не оценивая собственные желания и возможности. Исследователи и практики отмечают, что, даже если старшеклассник, выбирая содержание будущей профессии, делает упор на свои интересы и склонности, то, как правило, не учитывает при этом собственных возможностей: психофизиологические особенности, интеллектуальный потенциал, профессионально значимые качества личности [1, 2, 3, 4].
Поэтому профориентационная работа по профессиональному самоопределению в общеобразовательных организациях необходима и важна. Необходимость и обязатель
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР 11
1.1 Определение ключевых понятий темы 11
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР 18
1.3 Проблемы профессионального самоопределения обучающихся с ЗПР 24
ГЛАВА 2 ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ ПРГРАММЫ ПРФОРИЕТНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1 Описание выборки и базы исследования ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №9» 30
2.2 Программа психолого-педагогического ссопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной организации 36
2.3 Результаты эмпирического исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
1. Библиографический список:
2. Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей. / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. 128 с.
3. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н. В. Афанасьевой. — СПб: Речь, 2008. 366 с.
4. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: «Академия», 2007 503 с.
5. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 496 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об образовании в Российской Федерации"
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)
8. Приказе Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287
9. Профессиональный стандарт педагога утвержден приказом Минтруда России от 22 сентября 2021№652н;
10. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
11. Пряжников, Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. - М: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.)
12. Крягжде, С.П. Управление формированием профессиональных интересов / С.П. Крягжде , 1985. - 300 с
13. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э.Ф. Зеер. - Воронеж: МОДЭК, 2013.- 195 с.
14. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 304 с
15. Щедровицкий, Г. П. Лекции по педагогике / Из архива Г.П. Щедровицкого. Т. 11. - М., 2014. - 400 с.
16. Кон, И. С. Психология
В школе, описанной автором, была создана группа для обучающихся с нарушением интеллекта, где проводились занятия по развитию коммуникативных навыков, обучению социальной адаптации и профессиональной ориентации. Были изучены интересы каждого обучающегося и разработаны индивидуальные программы на основе их потребностей и возможностей.
В рамках этих программ проводились занятия по развитию логики, памяти, внимания, речи и другим когнитивным навыкам., которые как правило, отсутствуют у обучающихся с ЗПР Также были организованы занятия по трудоустройству, где ученики изучали основы трудовых навыков, этикета и поведения на рабочем месте. Это помогло обучающимся с нарушением интеллекта получить необходимые знания и навыки для полноценной жизни и работы в