Групповой психологический тренинг как средство развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте
Введение
Актуальность исследования. В современных учебных заведениях все чаще говорят об развитии эмоционального интеллекта у обучающихся. Понятие эмоционального интеллекта включает в себя набор других понятий, состоящее из навыков понимания своих и чужих чувств. Личное развитие и социализация подразумевают обращение к учебным заведениям. Поэтому использование технологий для развития эмоционального интеллекта может представлять интерес, прежде всего, для современных школ и подобных им институтов социализации и развития личности. Требования федерального государственного образовательного стандарта так или иначе отражают необходимость развития эмоционального интеллекта. В результате, перед системой образования появляется проблема интегрирования в современную образовательную среду способов развития эмоционального интеллекта.
Введение. 3
1 Теоретический анализ исследований по проблеме развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте на психологических тренингах. 6
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в научной литературе. 6
1.2 Психологические особенности детей подросткового возраста. 10
1.3 Групповой психологический тренинг как средство развития эмоционального интеллекта 23
2 Экспериментальное исследование группового психологического тренинга как средства развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте 29
2.1 Результаты констатирующего эксперимента. 29
2.2 Организация формирующего эксперимента. 35
2.3 Результаты контрольного эксперимента. 41
2.4 Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. 44
Заключение. 48
Список литературы.. 50
Приложение. 55
Список литературы
Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 437 с.
Айкинбаева, Г. К., Халметова, Ю. Ф. Особенности личностного развития в раннем юношеском возрасте / Г. К. Айкинбаева, Ю. В. Халметова // Образование: традиции и инновации. – 2015. – № 8. – С. 14 – 18.
Александрова, А. А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков [Электронный ресурс] / А. А. Александрова // Молодой ученый. – 2013. – № 5. – С. 617 – 622. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/52/6767/ (03.10.2022).
Андреева, И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Е.Н. Никифорова. – Смоленск: СПГУ, 2004. – С. 22–26.
Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2006. –376 с.
Андреева, И. Н. Способности эмоционального интеллекта // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы международной научно-практической конференции / под. ред. В.Н. Николаевой. – Санкт-Петербург, 2007. – С.12 – 15.
Астахова, Л. Г., Буслаева Е. Н. Особенности развития личности современных подростков [Электронный ресурс] / Л. Г. Астахова, Е. Н. Буслаева // European research. – 2015. – № 4. – С. 90 – 94. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya (08.09.2022)
Базарсадаева, Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Э. Ж. Базарсадаева // Вестник БГУ. – 2013. – №5. – С. 24-32.
Барыльник, С. Н. Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей / С. Н. Барыльник // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 683 – 686.
Березовская, Т. Л. Эмоциональное развитие старшеклассников в детском театральном объединении / Т. Л. Березовская // Образование. Демократия. –2013. – № 1. – С. 196 – 198.
В настоящее время многие авторы признают феномен эмоционального интеллекта. Ими признается важность для необходимого развития эмоционального интеллекта, как факторов, которые способствуют личностному и профессиональному росту человека, который имеет влияние на его успех в жизнедеятельности.В двадцатом веке было введено определение «эмоциональный интеллект» такими авторами, как П. Сэловей и Дж. Мейер. Данными авторами была разработана первая концепция эмоционального интеллекта. Особенность её заключается в том, что человек владеет способностью, чтобы понимать мир и эмоциональные проявления, содействующая его личностному росту. Д. Гоулман указывает на составляющие компоненты эмоционального интеллекта, это самоконтроль, самосознание, способность к эмоциональной отзывчивости, умения строить взаимоотношения [18, С. 84].Д.В. Люсин в своем исследовании описал взгляды на развитие природы эмоционального интеллекта, определяет его как «способность понимать свои и чужие эмоции. Люсин выделяет внутриличностный интеллект (способность понимать свои эмоции и управлять ими) и межличностный интеллект (способность понимать эмоции других людей и управлять ими). Эмоциональный интеллект – важный фактор для просоциального и иного позитивного поведения» [27, С. 30].