Государственная пошлина
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С уплатой государственной пошлины сталкиваются юридические и физические лица. Юридические лица считаются созданными со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Физические лица уплачивают государственную пошлину, например, за выдачу паспорта гражданина РФ, за государственную регистрацию заключения (расторжения) брака и др. Обращение в суды за защитой нарушенных прав и законных интересов предусматривает уплату государственной пошлиной.Составить представление о количестве совершаемых уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина, сложно, потому что данное направление деятельности постоянно дополняется и совершенствуется законодателем.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ…...…………………...8
1.1. Сборы в Российской Федерации: понятие, признаки, отличие от налогов..8
1.2. Государственная пошлина: понятие, история возникновения, современное правовое регулирование…………………………………19
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА: ПЛАТЕЛЬЩИКИ И ЭЛЕМЕНТЫ ОБЛОЖЕНИЯ……………………….............…………………...31
2.1. Плательщики государственной пошлины…………………………………31
2.2. Размеры государственной пошлины: особенности норм-расчётов……40
2.3. Льготы по уплате государственной пошлины…………………………..50
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ: КОРРЕКТИРОВКА ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО УПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ..................................................................59
3.1. Изменение срока уплаты государственной пошлины: особенности и полномочия органов, принимающих решение об изменении срока уплаты государственной пошлины……………………………………………………...59
3.2. Возврат государственной пошлины…………………………..68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. – 6 октября 2022 г. - №0001202210060013.
Типовая конвенция Организации Объединенных Наций об избежании двойного налогообложения в отношениях между развитыми и развивающимися странами // Режим доступа: https://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/09/UN_Model_2011_UpdateRu.pdf (дата обращения: 15.10.2022).
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ // Российская газета. – 27 июля 2002 г. - №140-141.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 3 августа 1998 г. - №31. – ст. 3823.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 18 ноября 2002 г. - № 46. – ст. 4532.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. №21-ФЗ // Российская газета. – 11 марта 2015 г. - №49.
Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 7 августа 2000 г. - №32. – ст. 3340.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (Приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/?ysclid=l9i6dlmvuc967280322 (дата обращения: 15.10.2022).Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 5 декабря 1994 г. - №32. – ст. 3301.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 14 января 2002 г. - №2. – ст. 133.
Наука финансового права не закрепила четкие отграничения налоговых и неналоговых сборов, что обусловливается противоречием ст. 57 Конституции Российской Федерации , в соответствии с которой «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Неопределенность указанной формулировки порождает ряд вопросов, которые следует решить законодателю. Стоит установить, к примеру, все обязательные элементы юридического состава сбора. Обэтом неоднократно велась речь учеными-финансоведами. Вместе с тем до настоящего момента времени практика налогового применения шла по иному пути. Рассматривая конституционность положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), устанавливающих плату за негативное воздействие на окружающую среду Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ) в своем определении указал, что «данный платеж имеет индивидуальный возмездный и компенсационный характер и является не налогом, а фискальным сбором». Однако Постановление КС РФ содержит несколько другие нормы, которые определяют, что «на нененалоговые платежи не распространяется требование ст. 57 Конституции РФ об установлении налоговых платежей только законами» . Если обратиться к определению, закрепленному законодателем в ст. 8 НК РФ содержит следующее определение. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.