Изучение особенностей психологической готовности детей к школьному обучению с учетом различий между мальчиками и девочками
Введение
Детство – этап подготовки к будущей жизни. Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени «подготовки», то отрицается самоценность «проживания» эпохи детства ребенком. Между тем условия непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие взаимодействующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как пр
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические основы изучения психологической готовности к обучению у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Анализ понятия психологическая готовность, ее составляющие 6
1.2. Характеристика понятия пол и гендер. Сущность гендерного подхода к обучению 14
1.3 Влияние гендерных различий на психологическую готовность к обучению у детей младшего школьного возраста 19
2. Опытно-экспериментальное исследование влияния гендерных различий младших школьников на психологическую готовность к обучению. 23
2.1. Цель, задачи и методика исследования влияния гендерных различий младших школьников на психологическую готовность к обучению 23
2.2. Обобщение и анализ результатов экспериментальной работы 27
Заключение 44
Список источников и литературы 45
Приложение 49
Список источников и литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» М.: Проспект, 2015. – 160 с.
2. Гендерная стратегия РФ (проект). – М.: Проспект, 2004. – 25 с.
3. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. – 1987. – № 2. – С. 152-157.
4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов: (пер. с англ.). – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 86 с.
5. Александровская М.И. Раздельное обучение: траектория полета // Обруч. – 1998. – № 6. – С. 18-20.
6. Ахмедпашаева К.А., Багандова Г.Х. Гендерный подход в системе воспитания и обучения детей-сирот // Известия ДГПУ. – 2014. – № 4. – С. 66-69.
7. Бабанский Ю.К. К вопросу о неравномерности развития учебных возможностей школьников//Советская педаюгика. – 1972. – № 11– С. 64-70.
8. Баурова Ю.В. Осуществление интенсификации учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода. [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osuschestvlenie-intensifikatsii-uchebnogo- protsessa-v-nachalnoy-shkole-na-osnove-gendernogo-podhoda-1.
9. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб, 2001. – 124 с.
10. Белошистая А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условия развития его личности // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 148-153.
11. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С.33-44.
12. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 288 с.
13. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия
Так, исследователем В.В. Дудукаловым выявлено несколько подходов для анализа ее состояния. Во-первых, психологический подход, ориентированный в первую очередь на половое просвещение. Согласно данному подходу проблема полового воспитания рассматривается с точки зрения физиологии и сексологии, психогигиены пола. Приверженцы данного подхода: С.И. Голод, Д.И. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов и др. Во-вторых, этический подход, согласно которому основное внимание необходимо сосредоточить на нравственно-этических аспектах полоролевого воспитания мальчиков и девочек. Приверженцами данного подхода являются: О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, В.М. Гоголина, Н.А. Кудрова, Т.А. Репина и др. В-третьих, функциональный подход, во главе угла которого стоит тема подготовки молодежи к личной жизни, любви и семейно-брачным отношениям и правильное формирование сексуальной культуры. Сторонники данного подхода: И.В. Гребенников, С.Б. Ковалев, О.Р. Рунц и др. [28: 6]. Отдельно отметим, чт