Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения старшего дошкольного возраста в условиях семейного центра помощи семье и детям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Дошкольный возраст - это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Формируются основные представления о мире, о поведении людей, ценностные ориентации [ REF Федосеева \r \h 29 REF Федосеева \h REF Федосеева \h REF Федосеева \h ]. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Одной из острых и важных проблем в отечественной психологии и педагогике является повышенная агрессивность детей дошкольного возраста, не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее эффективный и быстрый способ достижения своей поставленной цели.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1 ......... Анализ и сущность понятия «агрессивное поведение» старших дошкольников. 6
1.2.............. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный Закон от 21.11. 2011г. №323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». https://docs.cntd.ru/document/902312609Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. С. 68.
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2001. С.97Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике СПб.: Питер Ком, 2004. 528 с.
Венгер Л.А. психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. М.: Гензис, 2007. С. 160
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозайка-синтез, 2010. С.304.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Просвещение 1997. С. 224
Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Москва: ВЛАДОС, 2001. 237 с.; Илларионова И.В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. №2. С.152-155.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь – справочник. М.: АСТ, 2004. С. 576.
Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2010. 49 с.
Ениколопов С.Н. Психологические проблемы семейного насилия. М.: Макс-Пресс, 2005. 360с.
Костюнина А.А., Горох Л.Н. Формы и методы работы воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: матер.
Агрессивное поведение нецелесообразно рассматривать без его составляющих: агрессии и агрессивности. Данные понятия имеют различия.
Агрессия - это деструктивное поведение, которое нарушает нормы и правила сосуществования людей в обществе, причиняет вред объектам нападения и вызывает физический или психологический дискомфорт. Агрессивность, в свою очередь, означает целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В нашем исследовании мы импонируем следующему определению агрессивного поведения – это действие, направленное на причинение вреда другому человеку или самому себе.
Агрессивное поведение страших дошкольников проявляется в разных формах. В психологии это способы выражения враждебности. Энергия одна и та же, но доставить ее до объекта можно разными путями, можно выделить: - физическую, - вербальную, - активную, - пассивную, - прямую, - косвенную, - сознательную, - бессознательную,- негативную, - позитивную.
Психологи выделяют различные причины проявления агрессивности у детей. Например, А.А.Реан в своей работе «Психология личности», выделяет факторы, которые влияют на проявление агрессивности: - стиль воспитания в семье; - семейные неблагополучия; - повсеместная демонстрация сцен насилия; - нестабильна социально-экономическая обстановка; - индивидуальная особенность человека.
Большинство проявлений агрессивного поведения в страшем дошкольном возрасте наблюдаются в ситуациях, в которых происходит защита своих интересов и отстаивание своих интересов, в этом случае агрессивные действия направлены как средства достижения определенной цели, после чего агрессивные действия прекращаются.