Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст считается одним из наиболее сложных и противоречивых периодов развития человека, который во многом определяет всю его дальнейшую жизнь. Ряд сопутствующих обстоятельств, в числе которых переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, бурная гормональная перестройка организма, делают подростка особенно уязвимым и податливым, особенно к отрицательным влияниям среды.
Подростки вступают в мир взрослой жизни в период, когда еще не до конца сформировалась их жизненная позиция, а у психики не хватает защитных механизмов. Кажущееся непонимание со стороны родителей, множественные запреты, порождающие конфликты, способствуют возникновению чувства неудовлетворенности, одиночества, озлобленности, что в свою очередь, может проявиться в агрессивных формах поведения. Также, следует отметить, что психика современного молодого поколения перенасыщена информацией, транслируемой СМИ и социальными сетями.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ……………...............................................................................................................7
Понятие «агрессия» и «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………7
Причины возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте……………..……………………………………………………………16
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ …………....24
Особенности социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков в работе социального педагога …...…………………...24
Методические рекомендации социальному педагогу по организации профилактики агрессивного поведения подростков ……………….................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..50
Приложение 1……………………………………………………………….…..58
Приложение 2……………………………………………………………….…..59
Приложение 3……………………………………………………………….…..67
Приложение 4…………………………………………………………………...68
Приложение 5……………………………………………………………….…..72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Российская Федерация. Законы. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изменениями и дополнениями) от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ // СПС Консультант Плюс [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения: 11.03.2021).
Александровская, Э.М. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении / Э.М. Александровская // Социальная педагогика. – 2014. - № 1. - С. 29-56. - Библиогр.: 12 назв.
Амелькина, А.И. Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников / А.И. Амелькина, К.С. Шалагинова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2013. - № 3 (7). – С.128-136. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-razrabotki-i-osuschestvleniya-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-semey-agressivnyh-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 16.04.2021).
Балакирева, Н.А. Социально-психологическая работа с агрессивными подростками методами арт-терапии в условиях общеобразовательного учреждения / Н.А. Балакирева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61-4. – С. 258 -262. - Библиогр.: 7 назв.
Бандура, А. Подростковая агрессия / Пер. с англ. Брянцевой Ю. и Красовского Б. – Москва: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, - 2007. – 290 c.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями и ценностями. Обладая более широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. У детей извращено представление о мужестве, о товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляться у них ситуативно, в основном против тех, кто слабее.
Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью. Эти дети апатичные не стремятся к достижению успеха. В их поведении преобладает косвенная и вербальная агрессия.
В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабодеформированными потребностями, но, в то же время, у них наблюдается отсутствие определенных интересов и весьма ограничен круг общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей характерно трусливость, мнительность. В их поведении преобладает вербальная агрессия и негативизм [46, с. 68].
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества, где за последние годы растет молодежная преступность, особенно преступность среди подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущие за собой тяжкие повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, которые носят ожесточенный характер.
Агрессия и агрессоры всегда оцениваются крайне отрицательно, как выражение антигуманизма, наличие культа грубости. Но имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергитично наступательных и дают им положительную окраску. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость», «враждебность».