Развитие интонационно-слуховых представлений учащихся старших классов средствами вокально-хоровой музыки

Скачать дипломную работу на тему: Развитие интонационно-слуховых представлений учащихся старших классов средствами вокально-хоровой музыки. В которой определено нахождение эффективных методов развития интонационно-слуховых представлений старших школьников. Изучены методы развития интонационно-слуховых представлений старших школьников средствами вокально-хоровой музыки
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
18.04.2025
Объем файла
196 Кб
Количество страниц
87
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3520 руб.
4400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность темы исследования. Изменения происходящие в российском обществе в последние десятилетия, потребовали актуализации целей и задач современного школьного образования. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС второго поколения) определили цель школьного образования: «способствовать развитию самостоятельной, творческой личности, способной к решению мировоззренческих и исследовательских задач теоретического и прикладного характера».
Обновленные требования и подходы к образовательному процессу определили требования к содержанию и качеству преподавания предметов «эстетического цикла».
В современной отечественной педагогике одной из основных целей общего музыкального образования остается становление и развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры. 

Оглавление

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития интонационно-слуховых представлений старшеклассников средствами вокально-хоровой музыки.........................................................................................................................7

1.1. Особенности развития интонационно-слуховых представлений старших школьников в процессе слушания музыки................................................7

1.2. Вокально-хоровая музыка как средство развития интонационно-слуховых представлений старших школьников.....................................................15

1.3. Методы развития интонационно-слуховых представлений старших школьников на уроке музыки..................................................................................24

Выводы......................................................................................................................34

Глава 2. Практическое изучение проблемы развития интонационно-слуховых представлений старшеклассников средствами вокально-хоровой музыки.......................................................................................................................36

2.1. Выявление уровня развития интонационно-слуховых представлений старших школьников. Организация экспериментального исследования, констатирующий этап...............................................................................................36

2.2. Формирующий этап экспериментального исследования. Развитие интонационно-слуховых представлений старших школьников средствами вокально-хоровой музыки........................................................................................47

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по развитию интонационно-слуховых представлений старших школьников...........................62

Выводы......................................................................................................................68

Заключение...............................................................................................................70

Список литературы.................................................................................................74

Приложения..............................................................................................................79

Список литературы
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений // Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. - М.: Академия, 2000.- 336 с.
3. Алиев Ю.Б. Что думают подростки о музыкальном воспитании в школе // Воспитание школьников. – 1990. - №5. С 39-42.
4. Ананьев Б.П. Задачи психологии искусства // Художественное творчество. - Л.: 1982. – 274 с.
5. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. - Л., 1980. - 266 с.
6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении. - Л.: 1973.- 341с.
7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Педагогика, 1983.- 372с.
8. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. - М.:1974.- 216с.
9. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебн. пособие для студентов муз. педвузов. - М.: Изд. центр Академия, 2002.- 416 с .
10. Вендрова Г.Е. Пусть музыка звучит! - М.: Музыка, 1990.- 184 с.
11. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. - М.: 1988. - № 2. С. 35-38.
12. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. - М.: 1969. - 231 с.
13. Владышевская Т.Н. Музыка древней Руси. - М.: Музыка, 1993. - 211 с.
14. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: 1965.- 336с.
 

Вывод. Мы погрузились в атмосферу звучания восточной музыки, с ее характерными изгибами, с инструментальными тембрами, создающих сказочный, почти фантастический колорит. В этом произведении есть замысел – литературный первоисточник. Значительно сложнее объяснить музыкальное содержание в произведениях, никакой программы не содержащих. А ведь их в музыке великое множество: почти все симфонии. Концерты, пьесы, сонаты. Несмотря на отсутствие литературной программы. Такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание, чем произведения с программной музыкой. Вслушайтесь в звучание симфонии №9 Л.Бетховена.

Слушание. Обсуждение.  

Что вы почувствовали, услышав это произведение? Каков характер музыки? (ответы детей)

Вывод. №9 симфония – итог всей жизни Л. Бетховена Мелодия «радости». Воздействие симфонии таково, что программность здесь пожалуй, была бы излишней (подвожу детей к выводу). Произведения, подобные 9 симфонии Бетховена обнаруживают одно очень важное свойство музыки: говорить с человеком о нем самом, минуя слова.