Жизнестойкость военнослужащих как предиктор психологического благополучия личности
Введение
Актуальность проблемы исследования. Военнослужащие Российской Федерации подвергаются воздействию различных факторов, в ряду которых социальные, политические, культурные, информационные. Проведение специальной военной операции на Украине создало дополнительную напряжённость для военнослужащих и их близких. Преодоление экстремальных ситуаций, способность обратить их в источник развития и актуализации собственного жизненного потенциала – все это имеет высокий уровень значимости для развития личности специалиста военного профиля деятельности
В силу специфики и характера военно-профессиональной деятельности от военнослужащего требуется высокий уровень способности подстраиваться под изменения ситуации, эффективно преодолевать жизненные трудности и решать служебно-боевые задачи в различных условиях деятельности. Профессиональная военная служба требует определенного уровня ресурсности, способности преодолевать трудности, профессионального развития.
Жизнестойкость является ос
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы жизнестойкости как предиктора психологического благополучия 9
1.1. Методолого- теоретические подходы к изучению проблем личности профессионально-служебной деятельности военнослужащих 9
1.2. Научные представления о жизнестойкости как категории психологического исследования 20
1.3. Понятие и специфика психологического благополучия 26
1.4. Обзор научных исследований по проблеме соотношения жизнестойкости и психологического благополучия личности военнослужащих и иных категорий специалистов 35
Выводы по главе I 41
Глава II. Эмпирическое исследование жизнестойкости как предиктора психологического благополучия личности 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Результаты исследования и их анализ 47
2.3. Рекомендации по повышению уровня жизнестойкости и обеспечению психологического благополучия у военнослужащих 78
Выводы по Главе II 82
Заключение 84
Список использованной литературы 88
Приложения 97
Список использованной литературы
Аверин А.В. Психология личности [Электронный ресурс] / А.В. Аверин. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0264/2_0264-1.shtml
Александрова А.А. К осмыслению понятия ?жизнестойкость личности? в контексте проблематики психологии способностей // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы науч. Конф М.: Институт психологии РАН, 2005. – С. 16-21.
Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе её психологической безопасности в современном мире // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета, 2005. – Т. 51. – С.102–111.
Александрова, Л.А. К осмыслению понятия ?жизнестойкость личности? в контексте проблематики психологии способностей / Л.А. Александрова // Материалы научной конференции. М., 2005, с. 16-22.
Алифиренко О.В., Уварова Г.Н. Влияние волевой регуляции, самоконтроля на жизнестойкость студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. – № 54. – С. 44–52.
Ананьев?Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 2010. – Т.1. –230 с.
Антоновский А.Ю. Никлас Луман: эпистемологическое введение в теорию социальных систем / А.Ю.?Антоновский. – М.: ИФРАН, 2015. – 135 c.
Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 271с.
Арчакова Т.О. Жизнестойкость против факторов риска [Электронный ресурс] / Т.О. Арчакова // Сборник портала психологических изданий PsyJournals.ru. – 2009. – №1. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/pj/2009-1/22860.shtml.
Байер Е. А. Реализация новой педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома // Вестник спортивной науки. 2012.- №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-novoy-pedagogicheskoy-sistemy-formirovaniya-zhiznestoykosti-detey-sirot– v-usloviyah-detskogo-doma (дата обращения: 09.02.2022).
Бакланова В.И., Вьюшкова С.С., Лобачев И.В. Особенности жизнестойкост
Сходные данные также были получены А.А. Зайцевым и коллегами в другом исследовании. Было определено, что уровень социальной-психологической адаптации военнослужащих в значительной степени связан с уровнем развития их личности, способностью принимать других людей, направленностью на просоциальные и гуманистические ценности. Также в качестве значимых факторов, обеспечивающих адаптацию и высокий уровень психологического благополучия, выделяется самостоятельность, способность к принятию решений, готовность к изменениям и способность нести ответственность за принятые решения и поступки. Также исследователями отмечается, что в процессе военной службы у отдельных военнослужащих может формироваться система личностного потенциала,