Особенности развития коммуникативной компетентности у студентов-психологов
Введение
Актуальность подготовки психологов в различных сферах народного хозяйства определяется практическим запросом на оказание психологической помощи по факту трансформации современного российского общества. При этом запрос практики определяется четкими требованиями к специалисту, что заявлено в ФГОС по направлениям подготовки бакалавриата «Психолого-педагогическое образование», «Психология» и специальности «Клиническая психология».
Развитие коммуникативной компетентности в данном аспекте является одним из этапов становления специалиста, и обязательно для психолога. Психолог, как и другие специалисты человековедческой группы, выстраивает свою профессиональную деятельность, осуществляя разнообразные взаимодействия с ее субъектами. Решение профессиональных задач на основе общения, выводит коммуникативную компетентность в число первостепенных. Отсутствие, или слабая сформированность данной компетентности, приводя к накоплению ситуаций неуспеха; способствует снижению удовлетворен
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические основы изучения развития коммуникативной компетентности студентов-психологов……………………………………. 7
1.1 Исследование феномена компетентность в современной психологической науке……………………………………………………… 7
1.2 Характеристика коммуникативной компетентности………………….. 14
1.3 Развитие коммуникативной компетентности студентов-психологов как профессионально-значимого качества личности……………………… 21
Глава II. Эмпирическое исследование развития коммуникативной компетентности студентов-психологов……………………………………. 32
2.1 Организация и методы исследования…………………………………... 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования развития коммуникативной компетентности студентов психологов……………….. 35
2.3 Разработка программы развития коммуникативной компетентности студентов психологов……………………………………………………….. 49
Заключение…………………………………………………………………… 55
Список использованных источников………………………………………. 56
Список использованных источников
1. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность.; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2013. - 351 с ; ISBN 978-5-459-00494-7
2. Андреева Г.М. Я. Яноушек, А. И. Донцов и др.; Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: МГУ, 1987. Ред. 2016 – 302 с.
3. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: автореф. дисс.... канд.психол.наук. – Волгоград, - 2017. – 24 с. ; ISBN 978-5-7883-1524-9
4. Андреева О. С., Свистунова Н. Г. Адаптивность предпочитаемыхкопинг-стратегий и компоненты описания стрессовой ситуации // Вестник
Тюменского государственного университета. – 2016. – № 9. – С. 163–168. ; ISBN 978-5-89353-471-9
5. Беляева, И. И. Факторы развития коммуникативных навыков студентов / И. И. Беляева // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований: материалы международной научно-практической конференции, Мытищи, 13–14 апреля 2022 года. – Москва: Московский государственный областной университет, 2022. – С. 488-495. ISBN 978-5-9296-0682-3
6. Блиева Ж. М. Психолого-педагогические условия формирования
языковой компетенции студентов в учебно-воспитательном процессе вуза: : [монография] / Ж. М. Блиева ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Северо-Осетинский гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова". - Владикавказ : Изд-во СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 2017. - 175 с. ; ISBN 978-5-8336-0490-8
7. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов – будущих педагогов-психологов. – М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Томский гос. пед. ун-т". - Томск : ТГПУ, 2014. - 247 с
При продуктивном подходе основное внимание уделяется творческому использованию коммуникативных умений и навыков, а при репродуктивном - стереотипному и обычному общению.
Также Осипова Т.Ю. разделяет коммуникативную компетентность на первичную и вторичную. Первая включает в себя знание основных правил общения и способность к эмпатии, а вторая предполагает более успешное и продуктивное общение благодаря глубоким знаниям и умению совершенствовать свои коммуникативные навыки.
1.3 Развитие коммуникативной компетентности студентов-психологов как профессионально-значимого качества личности
Ежегодно профессия психолога становится все более важной для общества. Причина заключается в том, что современный мир наполнен множеством стрессов, которые за последние несколько лет лишь еще больше усилились. Дополнительно можно указать на трансформацию и усложнение социокультурной среды. В результате, уже сейчас чрезвычайно важным вопросом является квалифицированное и полное обучени