Особенности типов и стилей детско-родительских отношений в полных и неполных семьях
Введение
Актуальность исследования. Современная психологическая наука и запрос психологической практики актуализируют тему благополучия и качества семейных отношений как важнейшую ценность и ресурс человеческой жизни. Благополучие, стабильность генезиса семьи выступает основой современного общества, поскольку оказывает прямое влияние на демографическое, экономическое и психологическое здоровье нашей страны.
На данный момент не вызывает сомнения то, что само развитие и потенциал развития личности ребенка начинается в семье. Большинство исследователей (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н.Авдеева, А.И. Захаров, А.И. Спиваковская, А.Е.Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др.) к основным источникам, движущим силам развития ребенка в семейной системе относят отношения между членами семьи, но также и структурные факторы (размер семьи, ее тип, социально-экономические факторы и т.д.) которые опосредованно влияют на систему семьи.
Семья определяет многие черты личности ребенка, создает площадку для освое
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей детско-родительских отношений в неполных и полных семьях…………………... 8
1.1 Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений в психологической науке…………………………………………...... 8
1.2 Исследование детско-родительских отношений при различных типах, моделях, характеристиках семьи…………………………… 15
1.3 Особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях……………………………………………………. 23
Глава 2. Эмпирическое особенностей детско-родительских отношений в неполных и полных семьях……………………………………………….. 30
2.1 Организация и методы исследования………………………………... 30
2.2. Анализ результатов исследования особенностей детско-родительских отношений в неполных и полных семьях……………. 33
2.3 Рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений с учетом модели семьи ……………………………………………… 42
Заключение…………………………………………………………………… 47
Список использованных источников……………………………………….. 49
Список использованных источников
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: Учебное пособие/В. В. Абраменкова — Москва: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с. — Текст: непосредственный.
2. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. [Текст] / Т. В. Андреева — СПб.: Речь, 2014. — 244 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Лениздат, 2015.
4. Бутина-Гречаная, С. В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений [Текст] / С. В. Бутина-Гречаная URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-analizu-detsko-roditelskih-otnosheniy - Текст: непосредственный.
5. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношения: монография / А. Я. Варга. — Москва: Педагогика, 2006. — 258 с. — Текст: непосредственный.
6. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. – 2-е изд., стереотип. – М.: Когито-Центр, 2012. – 182 с.
7. Варга, А.Я. Типы родительского отношения. [Текст] / А. Я. Варга - Самара, 2013. – 321 с.
8. Васильева, Е.Н. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография / Е.Н. Васильева. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – 196 с.
9. Василькова, Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 440 с.
10. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1982.
11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком… Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М. : АСТ, 2016. — 304 с.
12. Долгорсурэнгийн Баярмаа. Особенности стиля воспитания матери и отца в зависимости от пола подростка: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
13. Дубанова, В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-detsko-roditelskih-otnosheniy - Текст: непосредственный.
14. Дубанова, В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений [Текст] / В.А. Дубанова [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-detsko-roditelskih-otnosheniy - Текст: непосредственный.
15. Жаназарова, З. Социальная работа с проблемными семьями / З. Жаназарова // Мысль. - 2003. - №12. - С. 20-24.
16. Захарова, Е. И. Психологические проблемы современной семьи / Е. И. Захарова // Вопросы психологии. – 2018. – № 5. С. 165–166
17. Зотов, М.В. Суицидальное
Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечения «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу-вверх (от ребенка к родителям). Существует «симбиоз» ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу. Очень высоко оценивается супружеская (демократическая) семья. Цель в этой семье — взаимодоверие, принятие. Автономность членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка.
В семейной жизни всегда