Исследование особенностей детских страхов детей дошкольного возраста на примере мбдоу д/с №4 г. кызыл
ВВЕДЕНИЕ
В наше время страх подразумевает инстинк самосохранения. Все дети исптытыпают страх, и возможно даже несколько ее видов. Дети дошкольного возраста еще не имеют достаточного опыта, чтобы овладеть страхами и с его причинами. Поэтому взрослым необходимо понять, что такое страх для ребенка и почему он возникает, и помочь ребенку правильно реагировать на него. Поскольку страхи и чувства трудно поддаются изменению, очень важно своевременно реагировать на них. На этом фоне актуальным является вопрос о том, как выявить причины страхов детей дошкольного возраста и найти эффективные способы принятия профилактических мер.
Актуальность работы по исследованию проблемы зависит и от того, что в возрасте у детей изменяются мотивы их поведения, отношения к окружающим миру, к взрослым и сверстникам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………….……………………………..……………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………..……..…7
1.1. Характеристика страхов в психолого-педагогической литературе……….7
1.2. Особенности проявления страхов в детском возрасте……………………12
1.3. Особенности детских страхов детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...21
Выводы по I главе………………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА ПРИМЕРЕ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №4 Г.КЫЗЫЛ……………………………………………………………...27
2.1. Организация и проведение исследования…………...………….…………27
2.2. Описание системы занятий, направленных на коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста……………………...………………………...35
2.3. Анализ результатов исследования……………………...………………….48
Выводы по II главе………………………………...…………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………… ………………....54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………56
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………...…….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста. – Текст: непосредственный. // Дошкольная педагогика. – 2019. – № 2(29). – С. 58 – 61.
Антонова, Е. В. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методами артпедагогики / Е. В. Антонова, О. А. Томашевская. – Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, июль 2018 г.). – Санкт–Петербург: Свое издательство, 2018. – С. 1–5. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8430/ (дата обращения: 20.05.2023).
Арефьева, Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. / метод.пособие для воспитателей ДОО. – Москва, 2019. – 272 с. – Текст: непосредственный.
Андерсон, С. В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста / С. В. Андерсон. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 5.6 (109.6). – С. 2–5. – URL: https://moluch.ru/archive/109/26967/ (дата обращения: 29.11.2022).
Гарбузов, В.И. Нервные и трудные дети. – Москва: АСТ; СПб: Астрель – Санкт–Петербург, 2018. – 351 с. – Текст: непосредственный.
Голутвина, Вера. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться. – Москва, 2018. – 256 с. – Текст: непосредственный.
Гусева, Л.М. Эмоциональное благополучие в развитии личности ребенка. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я.Яковлева, 2018. – 64 с. – Текст: непосредственный.
Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься ...». Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь».
Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ – выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех–пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 29 вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15 страхов.