Поэтика фантастического у Ф.М. Достоевского

Скачать дипломную работу на тему: Поэтика фантастического у Ф.М. Достоевского. В которой определен сравнительный анализ «Сна смешного человека» с другими фантастическими текстами Достоевского.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.04.2025
Объем файла
108 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Федор Достоевский преимущественно ассоциируется с писателем-реалистом, тем не менее, он является одним из главных писателей-фантастов в русской классической литературе 19 века. Во многих его произведениях присутствуют элементы и нотки фантастики. Однако творчество Достоевского точно нельзя отнести к категории классического фантастического жанра, поскольку фантастическое он внедряет очень неочевидно и элементарно, соответственно поэтика его фантастики весьма уникальна и самобытна. Достоевский считается основоположником такого направления, как фантастический реализм. Разумеется, такой очевидный факт не мог не привлечь внимания исследователей, и поэтике фантастического в творчестве Достоевского посвящено немало научных работ. Тем не менее данный вопрос не перестает быть актуальным и становится основным в нашем исследовании.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Фантастическое в прозе Ф. М. Достоевского
Глава 2. «Фантастический рассказ»
1. Элементы фантастического в рассказе
2 Поджанры рассказа
3. Сравнение с другими фантастическими снами Достоевского
Глава 3. Сравнительный анализ «Сна смешного человека» с другими фантастическими текстами Достоевского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Список использованной литературы

Источники

Бесы. Роман Федора Достоевского. В трех частях. СПб.: Тип. К. Замысловского, 1873. Ч. I. 294 с. Ч. II. 358 с. Ч. III. 311 с.
Гражданин. Газета-журнал политический и литературный. Год второй. СПб.: Тип. А. Траншеля, 1873. 5 февр. № 6. С. 162—166.
Дневник писателя за 1877 г. Ф.М. Достоевского. Год II-й. СПб.: Тип. В.Ф. Пуцыковича, 1878. С. 95—109.
Идиот. Роман в четырех частях. Федора Достоевского. СПб.: Тип. К. Замысловского, 1874. Т. I. 387 с. Т. II. 355 с.
Полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского. Новое исправленное издание. Издание Ф. Стелловского. СПб.: Тип. В. Балашева, 1870. Т. IV. С. 1—225.
Ф.М. Достоевский. Подросток. Роман. Изд. книгопродавца П.Е. Кехрибарджи. СПб.: Тип. А. Траншеля. Ч. I. 247 с. Ч. II. 184 с. Ч. III. 277 с.
ЛитературыАменицкий Д.А. Психиатрический анализ Николая Ставрогина («Бесы» Достоевского) // Современная психиатрия. М., 1915. № 1. С. 28-41.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. С. 7—300, 466—505.
Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года [Электронный ресурс]. – 1847/ https://dbs-lin.ruhr-uni-bochum.de/personalitaet/pdf/145.pdf (дата обращения 05.05.2021)
Валова Д. Жанровая поэтика Ф. Достоевского Сон смешного человека [Электронный ресурс]. – 1970/https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-poetika-rasskaza-f-m-dostoevskogo-son-smeshnogo-cheloveka/viewer (дата обращения – 28.04.2021)
Вальтер С. О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана [Электронный ресурс]. – 1827/https://readli.net/chitat-online/?b=64179&pg=1 (дата обращения 05.05.2021)
Воздвиженская А. Продолжая своры о фантастике // Вопросы литературы. - 1981. - № 8.- С. 55-129.
Горячкина М.С. Некоторые особенности психологизма Достоевского и Щедрина // Русская литература. - 1972. - №1. - С.29.

Фантастическое в поэтике Достоевского до сих пор привлекает внимание исследователей своей уникальностью. В работах писателя фантастическое - не классическая характеристика жанра, а всё, что подходит под категорию необычного, неестественного или даже противоестественного, будь то сюжетная линия, особенности композиции и способ повествования. К тому же, Достоевский внедряет в свою поэтику фантастику фоново и второзначно, она присутствует в его концепции реалистического повествования на втором плане. В данной главе будут подробно разобраны концепты фантастики в творчестве Достоевского. В народе фантастикой принято считать всё сверхъестественное и необычное. То есть волшебные сказки, легенды о богах, фольклорные произведения о нечисти и т. д. воспринимается как фантастика. Тем не менее, несмотря на то что подобные сюжеты всегда привлекали и будоражили интерес читателей, выводить формулу фантастического и давать ему определения стали относительно недавно. В 20-х годах девятнадцатого века особый интерес к фантастической литературе возрос в связи с популярностью повестей Э. Т. А. Гофмана и развитием готического жанра, в котором творил А. Э. По. Этих двух авторов Достоевский сравнивает как две главные фигуры в мире новой фантастической литературы. Таким образом постепенно становится самостоятельным жанром. Произведения Гофмана читала вся светская интеллигенция, готика и зарождающаяся фантастика стали модной темой для обсуждений в салонах.