Особенности психопрофилактики эмоционального выгорания в условиях профессионального стресса
Введение
Актуальность дипломного исследования. Проблема эмоционального выгорания и профессионального стресса созвучна проблемам современного изменчивого и динамичного бытия человека, как никогда апеллирующего к человеческому фактору, экзистенциальным ценностям, глубинным проявлениям личности, задающим целостную картину мира.
Исследования особенностей профессиональной деятельности и личности медицинского работника определяется проблемой повышения интенсивности труда в связи с оказанием медицинской помощи с учетом организации помощи при возникновении новых заболеваний (COVID-19), включенностью медицинских работников в помощь при чрезвычайных ситуациях, оказанием помощи населению в зоне приграничных регионов СВО. Неблагоприятные психологические эффекты, воздействующие на медицинских работников, значительно усилились. Такое наблюдалось и ранее, в условиях оказания помощи, в том числе, при тяжелых инфекционных заболеваниях (SARS (тяжелый острый респираторный синдром), MERS (ближневосточн
Оглавление
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы психопрофилактики эмоционального выгорания у медицинских работников в условиях профессионального стресса ……………………………………………………………………. 7
1.1 Исследование феномена профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологии……………………..… 7
1.2 Характеристика эмоционального выгорания у медицинских работников …………………………………………………………. 11
1.3 Особенности психопрофилактики эмоционального выгорания у медицинских работников в условиях профессионального стресса……………………………………………………………… 22
Глава 2. Эмпирическое исследование психопрофилактики эмоционального выгорания у медицинских работников в условиях профессионального стресса ……………………………………………… 30
2.1 Организация и методы исследования …………………………….. 30
2.2 Анализ и результаты исследования эмоционального выгорания у медицинских работников в условиях профессионального стресса………………………………………………………………. 35
2.3 Разработка и апробация программы психопрофилактики эмоционального выгорания у медицинских работников в условиях профессионального стресса …………………………... 50
Заключение………………………………………………………………… 61
Список литературы ……………………………………………………….. 64
Список литературы
1. Аксенова Е.И., Бобкова Т.В., Вешкурова А.Б., Лукьянова Р.Р., Шапиро С.А. Влияние эмоционального выгорания на эффективность труда стоматологов. Пробл. социальной конференции по охране здоровья в истории медицины. 2021; 29 (5):1144-1151.
2. Бабанов, С. А. Профессия и стресс: медицинские работники в период пандемии COVID-19 : Учебно-методическое пособие / С. А. Бабанов, Н. А. Острякова. – Самара : Самарский государственный медицинский университет, 2022. – 39 с.
3. Бодров В.А. Профессиональный стресс – Режим доступа: https://trening-stressoustojchivosti.ru/wp-content/uploads/2018/09/v-a-bodrov-psihologicheskij-stress-razvitie-i-preodolenie.pdf
4. Булгакова, О. С. Синдром эмоционального выгорания у медиков как признак профессии (обзорная статья) / О. С. Булгакова, Д. С. Пархомчук, Т. А. Ульянов // Вестник психофизиологии. – 2020. – № 1. – С. 9-20.
5. Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н. Профессиональный стресс и его влияние на состояние здоровья специалистов со средним медицинским образованием родильного дома // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 1А. С. 55-63.
6. Голева, Н. В. Исследование влияния эмоционального выгорания на развитие психосоматических расстройств у медицинских работников / Н. В. Голева // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал : Материалы III-й Международной научно-практической конференции, Красноярск, 24–25 ноября 2016 года / гл. ред. И. О. Логинова. – Красноярск: Версо, 2016. – С. 256-262.
7. Голыжбина В.В. Стресс и методы его преодоления в работе медицинской сестры хирургического профиля // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20915 (дата обращения: 02.01.2023).
8. Зайцева, О. А. Профессиональное выгорание у медицинских работников / О. А. Зайцева, З. В. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 139-146. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83991/ (дата обращения: 15.05.2023).
9. Кайгородова Н.З. Синдром эмоционального выгорания в контексте особенностей личности (на примере медицинских сестер) // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2016. № 1. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/1130
10. Кобякова О.С., Деев И.А., Левко А.Н., Трифонова Е.И., Малкова А.А., Тюфилин Д.С. Влияние возраста, трудового стажа и обучения в ординатуре на формирование профессионального выгорания у врачей (аналитический обзор литературы). Общественное здоровье и здравоохранение. 2021; №2 (70):15-21.
11. Козлова К.В., Муравьева О.И., Корытова Г.С. Понятие «выгорание» в психологии: анализ и обобщение подходов // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 1 (23). С. 18–27.
12. Колтунович Т.А. Профессиональное выгорание в исторической ретроспективе: описательный период осмысления феномена // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2012. № 11. С 46–
Известно, что профессиональная деятельность сотрудников различных медицинских служб (в особенности – экстренных) насыщена стрессогенными ситуациями, которые обусловлены не только обстоятельствами работы, но и человеческим фактором (коммуникативной составляющей). Работа этих специалистов характеризуется высоким уровнем ответственности за свои действия, за жизнь и здоровье других людей; контактами с пострадавшими или больными людьми, их родственниками; постоянной психоэмоциональной нагрузкой (боль, страдания, негативные эмоции); необходимостью принимать решения в экстремальных условиях или условиях дефицита времени; факторами социального риска, риска заражения (при взаимодействии с бездомными, наркоманами, вич-инфицированными) и т.д. Такие условия, в которых врачи и медицинские сестры исполняют свои профессиональные обязанности, вызывают состояние напряженности и являются стрессогенными [23, с. 143].
1.3 Особенности психопрофилактики эмоци