Социальное обслуживание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в стационарных учреждениях
Введение
В нашей стране существует большое число детей, которые остались без родителей. Это могло произойти по разным причинам: болезни, аварии, катастрофы, войны, преступления. Эти дети никак не могут обойтись без социального обслуживания (далее СО).
Проблема детей, лишенных родительской опеки, является одной из наиболее актуальных вопросов современной России. По данным Росстата, в 2022 году насчитывалось более 450 тыс. сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они находятся в особых трудных условиях, часто испытывают проблемы адаптации в обществе, не имеют доступа к социальным услугам (далее СУ) и медицинской помощи, образованию и трудоустройству.
Однако правительство Российской Федерации прилагает максимальные усилия для того, чтобы обеспечить этим детям необходимую помощь и поддержку. Для этого были созданы различные программы и механизмы СО, которые направлены на повышение качества жизни детей, их социальной защиты и поддержания связи с обществом.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы социального обслуживания сирот и детей оставшихся без попечения родителей……………………………………………6
1.1. Понятие и принципы социального обслуживания………………………….6
1.2. Источники правового регулирования социального обслуживания в Российской Федерации…………………………………………………………..19
Глава 2. Практические аспекты социального обслуживания для сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации……………..26
2.1. Общая характеристика учреждений……………………………………..…26
2.2. Основные направления деятельности социального обслуживания для граждан Российской Федерации……………………………………………..….37
Заключение…………………………………………………………………….…49
Список используемых источников……………………………………………...51
Список использованных источников
- Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, 25.12.1993, № 237.
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998.
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // "Российская газета", N 17, 27.01.1996.
- "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // "Российская газета", N 1, 12.01.2005
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 03.04.2023) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"// "Российская газета", N 297, 31.12.2006.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
Орган опеки и попечительства по месту жительства семейного очага следит за условиями жизни и воспитания детей, защищает их права и законные интересы, а также проводит обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.
Дети в возрасте от рождения до 18 лет передаются на воспитание в ДД семейного типа.
Продолжительность пребывания ребенка в семейном приюте определяется договором, заключаемым между органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка и семейным приютом.
Передача ребенка на воспитание в семейный дом осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и согласия администрации образовательного или профилактического учреждения, учреждения социальной защиты или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также как и с согласия администрации учреждения, в котором он находится.
Воспитатель этого семейного дома должен обеспечить психологическую совместимость.
Ребенок, переданный в семью, сохраняет право на алименты, пенсии (в случае потери кормильца, инвалидности), другие социальные выплаты и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации в сирот.
Орловский Ю.П. пишет что, при выходе из детского дома или переводе в образовательное учреждение для сирот, или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа ребенку выдается справка о пребывании в детском доме семейного типа.[1]
Медицинская помощь детям оказывается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.
Дети учатся в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях.
[1] Орловский, Ю.П. Право социального обеспечения в 2-х томах. Том 1. Общая часть. Учебник для академического бакалавриата / Ю.П. Орловский. - М.: Юрайт, 2019. – c.214