Виртуальный выставочный проект «Сокровища древних скифов: искусство, вдохновленное образом жизни
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. Искусство скифо-сибирского «Звериного стиля» привлекает к себе внимание высокой изобретательностью мастеров в использовании пространства и построении компактных композиций, которые были созданы в тесной связи с историческими, социальными и религиозными основами, синтезируя материальную и духовную сущность в предметах. При этом семантика, принципы изобразительно-выразительных способов производства у скифов, их декорировка по схемам, часто имеет общие корни с проявлением творчества других древних народов. Именно это обстоятельство вызывает большой интерес со стороны археологов, искусствоведов, историков и просто любителей искусства.
«Скифы» — собирательное имя многих народов, частью оставшихся в Азии, частью переселившихся в Восточную Европу. Так назывались эти народы греками, сами себя они называли «сколоты», а персы называли их «саки», перенеся имя одного из скифских народов на всех азиатов Восточной Европы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I Кураторский проект в свете взаимодействия куратора и зрителя………………………………………………………………………………. 9
1.1. Эволюция выставочной практики от традиционных видов до экспозиции в виртуальном пространстве……………………………….... 9
1.2.Современные технологии проектирования виртуального музея в сети Интернетв свете взаимодействия куратора и зрителя …………… 18
ГЛАВА II Концептуальное обоснованиевиртуального выставочного проекта «Сокровища древних скифов: искусство, вдохновленное образом жизни» …………………………………………... 43
2.1. Скифский «Звериный стиль» в искусстве…………………………….. 43
2.2 Технические особенности виртуального выставочного проекта «Сокровища древних скифов: искусство, вдохновленное образом жизни» ……………………………………………………………….. 48
2.3. Трансляция концептуальной идеи и описание тематико-экспозиционного плана (ТЭП)виртуального выставочного проекта «Сокровища древних скифов: искусство, вдохновленное образом жизни»: способы и методы …………………………………………… 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………. 67
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………… 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абанкина, Т. В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А. В. Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 320 с.
Арефьева, С.М., Экспозиции художественных музеев: тенденции развития/ С.М. Арефьева, Ю.Т. Талипова// Современные гуманитарные исследования. – 2018. – No 6. – С. 129.
Артамонов, М.И. Кимерийцы и скифы/ М.И. Артамонов. – Л.: Ленинградский Университет, 1974. – 156 с.
Артамонов, М.И. Сокровища Саков. Аму-Дарьинский клад. Алтайские курганы. Минусинские бронзы. Сибирское золото/ М.И. Артамонов. – М.: Искусство, 1973. – 280 с.
Баруткина, Л. П. Мультимедия в современной музейной экспозиции, Вестник СПБГУИК, 2011. №12. С. 108 – 110.
Бердышев, С.Н. Организация выставочной деятельности: учебное пособие/ С.Н. Бердышев. – М.: Дашков и К, 2011. – 228 с.
Бессонова, С.С. Религиозные представления скифов/ С.С. Бессонова. – Киев: Наукова думка, 1983. – 138 с.
Василина, Д.С. Виртуальный музей как феномен современной культуры [Электронный ресурс]/ Д.С. Василина// Международный журнал исследований культуры. – 2016. – No3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ 3(24)2016.
Вельтман, К. Институт Маклюэна. Мультимедиа доступ к культурному наследию [Электронный ресурс]/К. Вельтман//Электронные библиотеки. – 2001. – Т. 4(1) – Режим доступа: https://www.elbib.ru/4(1)2001.
Виртуальный русский музей: официальный сайт. - Москва, 2009 - URL: http://virtual.rusmuseumvrm.ru/ (дата обращения 12.04.2022) Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: официальный сайт Музейный квартал. – Москва, 2014 - URL: http://www.quarter.arts-museum.ru (дата обращения 08.02.2022)
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: тематический сайт Античное искусство. – Москва, 2011 - URL: http://www.antic-art.ru (дата обращения 09.02.2022)
Виртуальная коллекция самых монументальных масштабов, как и сам музей доступна как на сайте Государственного Эрмитажа[1]. Официальный сайт представляет собой удачную комбинацию цифрового представительства реального музея и интересное решение виртуального музея. В общем меню представлена вся необходимая информация, связанная с посещением одного из крупнейших и богатейших музеев мира. Отдельно представлена рубрика «Виртуальный визит», которая располагает картой всех основных залов музея и предоставляет возможность совершить виртуальную прогулку по основным помещениям комплекса: Главный музейный комплекс, Главный штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, Эрмитажный тетра, Музей Императорского фарфорового завода, Реставрационно-хранительский центр, Галерею драгоценностей (Бриллиантовая кладовая, Золотая кладовая), а также выставочные проекты (Зимний дворец и Эрмитаж.1917; Имперские столицы. Санкт-Петербург – Вена) и выставочные центры (Эрмитаж–Выборг, Эрмитаж–Казань).
В рамках прогулки по залам музейного комплекса ключевые объекты экспозиции сопровождаются более крупным изображением, которое выгружается с помощью клика на иконку «Информация», и кратким информационным описанием места расположения объекта и сведениями о его происхождении, времени создания и категории. Кроме того, каждый зал содержит краткую информационную справку.
[1]93 hermitagemuseum.org