Особенности отношений мать-ребенок в полных и неполных семьях
ВВЕДЕНИЕ
Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо: во взаимоотношениях с родителями ребенок получает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения и многое другое.
Актуальность. Мать является ключевой фигурой в жизни ребенка. По данным исследований Я.Д. Коломинского [32], А.В. Петровского [44], Г.Т. Хоментаускаса [68] ребенок с момента самого рождения и до становления его зрелой личностью, находиться под влиянием матери. Для психического развития ребенка повышенную значимость имеет установление продолжительных теплых эмоциональных взаимоотношений с матерью. Результаты наблюдений и клинические данные показали, что отсутствие или разрыв подобных взаимоотношений приводят к серьезному дистрессу, возникновению проблем, связанных с психическим развитием и поведением ребенка [60]. Именно мать является тем источником, который прививае
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….…………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МАТЬ-РЕБЕНОК В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ ………………………………………………………..8
1.1 Психологические особенности полных и неполных семей и их влияние на ребенка……….……………………………………………………….8
1.2 Личностные особенности и установки матери в диаде отношений мать-ребенок………………………………………………………..…………....16
1.3 Анализ проблематики отношений мать-ребенок в полных и неполных семьях с учетом личностных особенностей матери……………….26
Выводы по теоретическому исследованию…...………………….…...43
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МАТЬ-РЕБЕНОК В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ.……...…………………………………………………………….…..46
2.1 Организация и методы эмпирического исследования …..………46
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных….……………......52
2.3 Обсуждение результатов эмпирического исследования………76
2.4. Практические рекомендации для психологов с целью стабилизации отношений мать-ребенок в полных и неполных семьях……………77
Выводы по эмпирическому исследованию…..………………………….84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………..……………..86
Не найдено
Рассмотрим подробнее важную составляющую эмоционального интеллекта – эмоции. Эмоции представляют собой психический процесс, порождающий ответную реакцию, кратковременные переживания, возникающие у человека на внешний или внутренний раздражитель: ситуацию, событие, человека, воспоминание и т. д. Причины по которым возникают те или иные эмоции, делятся на универсальные и индивидуальные. Универсальные причины характерны для всех базовых эмоций. По Кэролу Изарду [62] базовыми эмоциями являются злость, страх, радость, печаль, доверие, отвращение, удивление, интерес. Помимо базовых эмоций, которые являются одинаковыми для всех, есть еще и социальные эмоции. Социальные эмоции обусловлены влиянием культуры и общества в гораздо более сильной степени, нежели базовые эмоции. К социальным эмоциям относятся стыд, смущение, вина. Стыд показывает то, что женщина сама считает про себя в плане нес