Формирование психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников с речевыми нарушениями
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. За длительную историю проблемы формирования психологической готовности детей к школе накоплены базовые теоретические и прикладные исследования отдельных аспектов феномена.
Психологические аспекты готовности к школьному обучению продуктивно изучались многими отечественными и зарубежными исследователями (А. Анастази, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, Н.И. Гуткина, О.М. Дьяченко, Г.Н. Жаров, С.Д. Забрамная, Ф.Л. Илг, А. Керн, В.В. Назаренко, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков, Г.А. Урунтаева, О.Н. Ушакова, Л.М. Фридман, Г.А. Цукерман, И. Шванцара, С. Штребел, Д.Б. Эльконин, Л.Б. Эймс и др.). [4]Представления о сущности и структуре школьной готовности изложены в работах А.Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Г.А. Урунтаевой и др.). [7;8;10;12;15;38]Общим для подходов большинства исследователей является выделение в структуре готовности ребенка к школьному обучению познавательного (интеллектуальног
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6
1.1. Сущность понятия «психологическая готовность к школьному обучению» 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 13
1.3. Особенности психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи 25
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 34
2.1. Программа опытно-экспериментальной работы 34
2.2. Диагностический инструментарий по определению уровня психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 36
2.3. Результаты диагностики уровня психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 38
Вывод по второй главе 51
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. 52
3.1. Описание программы формирования психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. 52
3.2 Описание результатов апробации программы формирования психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Приложение 1 77
Приложение 2 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акименко, В. М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. – 156 с. – Текст: непосредственный. - правильное оформление источника!
2. Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии / А.Д. Алферов. – Ростов на Дону : Феникс, 2002. – 384 с.
3. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы, методики, коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М. : Ось-89, 1998. – 224 с.
4. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике : Учебное пособие для студентов вузов / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб. : 2001. – 528 с.
5. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Москва: МГУ. 2001. - 96 с.
6. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер; под ред. Т.Д. Марцинковская. М.: Знание, 1994. -192 с.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.
8. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности. Структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. – М. : Пер Се; С.Пб. : Иматон-М, 2001. – 224 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей : Учебное пособие для студентов вузов / В.Н. Дружинин. – С.Пб.: «Питер», 2002. – 368 с.
10. Зайцев И.С. Алгоритм социального развития ребенка с нарушениями речи // Синергия. 2016. № 1. С. 14-19.
11. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. М.: Феникс, 2011.
12. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. М.: Педагогика, 1991. -152 с.
13. Логопедия : Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 516 с.
14. Мельникова, Н.Н. Методика диагностики готовности к школе /Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, О.Б. Елагина Челябинск: Образование, 2000. 49 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с.
16. Маралов В. Г., Макарова Н. В. Методические рекомендации по составлению и написанию коррекционно- развивающих программ. Череповец, 2003.
17. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего мира ребенка. М., 1996.
18. Краснощёкова Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты
А.П. Воронова отмечает, что они в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети старшего дошкольного возраста оказываются не готовыми к овладению письмом.
При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий [4].
Для детей с речевой патологией характерно своеобразие учебной деятельности. Например, для заикающихся детей характерна зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. И