Изучение эффективности программы снижения конфликтности в трудовом коллективе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Большую часть своей жизни личность проводит в обществе, в среде таких же людей, среди обозначенных обществом норм и правил поведения. Современные ученые разглядывают конфликт как многофакторное и многофункциональное явление. Феномен конфликта состоит в его многоаспектности, так как исход от него может быть, как негативный, так и положительный. При этом важно понимать, что любая организация (как социальная структура) может применять конфликт с конструктивного аспекта: для устранения накала, снижения тревожности, согласования новых организационно-структурных форм, внедрение нововведений, обнаружения новых типов контактов, развития организационной культуры.
Конфликты в организациях довольно часто оказывают значительное воздействие на качество их деятельности. Возникают трудности на пути осуществления намеченных задач и достижения стратегических целей организации. Неустойчивость взаимоотношений групповой деятельности по причине деструктивного межличнос
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТОВ, ИХ СУЩНОСТИ И МЕТОДОВ УСТРАНЕНИЯ 9
1.1 Причины и типы конфликтов в организации 9
1.2 Управление конфликтами 24
1.3 Психологический климат и тактики поведения в конфликтных ситуациях 30
1.4 Психологическая помощь в ситуациях конфликта в коллективе 40
Выводы по теоретическому исследованию…………………………….…46
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТОО «UNIVERSAL ENERGY (QAZAQSTAN)» У РАБОТНИКОВ 48
2.1 Общая характеристика ТОО «Universal Energy (Qazaqstan)» 48
2.2 Организация и методы исследования 51
2.3. Результаты оценки эффективности проведения программы по предупреждению и управлению конфликтных ситуаций в ТОО «Universal Energy (Qazaqstan)»…………...….54
2.4. Практические рекомендации по предупреждению и управлению конфликтных ситуаций в ТОО «Universal Energy (Qazaqstan)» 60
2.5. Анализ результатов оценки эффективности проведения программы по предупреждению и управлению конфликтных ситуаций в ТОО «Universal Energy (Qazaqstan)» 71
Выводы по эмпирической главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….………111
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. М: Изд-во «Аспект Пресс», 2017. - 363 с.
2. Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие/ Н.В. Антонова. - М.: Изд. Дом гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 269 с.
3. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. СПб.: Питер, 2015. - 528 с.
4. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. - СПб: Питео, 2009. - 448 с.
5. Бодалев, А.А. Психология общения. — М.: Когито-Центр, 2015. - 672 с.
6. Будаева, Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе // Брянск: Вестник БГУ, 2015. № 6. - С.92-95.
7. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М.: Изд-во Моск. ун¬та, 1988.
8. Булгакова, Наина Сергеевна. Социально-психологические условия оптимизации межличностного взаимодействия субъектов интегрированного образования: дис. ... канд. психол.наук : 19.00.05 / Булгакова Наина Сергеевна. - М.: 2013. - 184 с.
9. Виноградова, Г.А. Нравственно-психологический климат и мастерство учителя. Ижевск, 1995. - 122 с.
10. Гиллеспи P., Мэйо, Дж.Э. // Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера. СПб.:Питер, 2001. 569 с.
11. Гритттина, Н.В. Психология конфликта. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - 576 с.
12. Дафт Р.Л. Менеджмент: Пер. с англ.: Учебник, 10-е изд., - СПб.: Питер,
2013. - 492 с.
13. Емельяненко Л.М., Петюх В.М., Торгова Л.В. Конфликтология: учебное пособие/ Л.М.Емельяненко, В.М. Петюх. -К.: КНЕУ, 2003. - 215 с.
14. Зайцев А. К. Социальный конфликт. Изд. 2-е. М.: Academia, 2001. 464 с.
15. Зайцева, О.А. Социально-психологический климат как фактор эффективности профессиональной деятельности сотрудников УВД: ВКР. Ковров. - 2010 г. - 116 с.
16. Занковский А.Н. Психология лидерства. От поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме. М: Когито-Центр, 2011. - 296 с.
17. Занковский, А.Н. Организационная психология. М: Форум, 2009. - 648 с.
18. Ирликова, С.А. Взаимосвязь между психологическим климатом в организации и типа стратегий конфликтного поведения сотрудников / С.А. Ирликова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2014. - N 8 (98). - С.66-74.
19. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
20. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.: 2010. - 695 с.
21. Клецина И. С. Практикум по социальной психологии. - СПБ: Питер, 2007. - 256 с.
22. Конфликтология в схемах и комментариях. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
23. Конфликтология: учебник для вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям / под ред. В.П.Ратникова. - М.: Юнити-дана, 2011. - 543 с.
24. Копец, Л. В. Классические эксперименты в психологии — Киев, 2010. - 324 с.
25. Корнелиус, Х. Картография конфликта / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. - Москва; Воронеж, 2005 // Конфликтология : хрестоматия : учебное пособие / сост. Н.И. Леонов. - 3-е издание, исправленное и дополненное. - Москва :Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Модэк, 2005. - С. 251-263.
26. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2009. - 320с.
27. Куликов А.Ю. Социально-психологические особенности деятельности командира подразделения по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов курсантов
Важное отличие межличностного конфликта от других участие в столкновении двух людей, между которыми "стена" непонимания различных интересов и точек зрения. Скандал это обычное явление в наши дни. Внутригрупповые конфликты это происходит при противостоянии личности и группы людей они спорят о признанных взглядах, ценностях и идеалах, а также о моделях поведение, которое влияет как на всю группу, так и на группу личность. Часто подобные конфликты возникают из-за нарушения баланс в конфликте, например, пример нового лидера, а также появление неформального лидера в коллективе.
Межгрупповой конфликт является результатом перегрева конфликта может быть два или более между разными группами. Обычно они связанные с профессиональными и производственными факторами, а также личные эмоциональные причины внутри коллектива. Есть интенсивный характер. Такой конфликт приводит к внутренней организации.
Конфликты функциональны, они способствуют обобщение всех мыслительных ресурсов коллектива и их решение проблем, а также дисфункциональных, они состоят из впоследствии сокращение личного удовлетворения интересов и потребностей связаны с профессиональными и производственными факторами, а также личностными эмоциональными причинами внутри коллектива(-ов). Имеет интенсивный характер. Такой конфликт ведет к внутриорганизационному.
Конфликты бывают функциональными, которые способствуют аккумуляции всех мыслительных ресурсов коллектива и направлению их на решение проблем, а также дисфункциональными, которые заключаются в сокращении личного удовлетворения интересов и потребностей с последующей конфронтацией и отсутствием конструктивного диалога. Нужно отметить, что функциональные конфликты обладают положительными результата, среди