Психологическое консультирование молодёжи в выборе профессионального пути
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональный путь в представление человека нередко связан с жизненным предназначением. Смысл профориентационной работы в том, чтобы помочь корректно и вовремя сориентироваться в мире многочисленных профессий и не ошибиться в выборе будущей профессии.
Выбор профессии, в частности поступление в вуз, очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами. Для молодых людей это возможность избежать призыва в армию. По последним оценкам среди получающих первое профессиональное образование таких больше трети. Вуз выполняет роль «социального убежища» не только для ребят, подлежащих призыву, но и просто для «профориентационно незрелых» людей. В результате профессию человек выбирает не в школе, а уже в вузе. В настоящее время около 39 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания профессионального училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Причин этого, разумеется, много, но очевидно т
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..……….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ МОЛОДЁЖИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ………………………………………….…....7
1.1 Особенности профессионального самоопределения молодёжи…………….7
1.2 Профессиональная идентичность как результат профессионального самоопределения личности ……………………………………………………………………………14
1.3 Профконсультационная работа как необходимая составляющая профессионального самоопределения молодёжи……………………………………..…24
Вывод по первой главе…………………………………………………………………………….………33
ГЛАВА 2. ИСЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ …………………………………………………………………………………………….………35
2.1 Программа организации исследования сбора эмпирических данных……35
2.2 Описание исходных психодиагностических методик………………………………35
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования……………………….……..…38
Вывод по второй главе……………………………………………………………………………………53
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ………………………...55
3.1 Роль социальных институтов в формирование профессионального самоопределения молодёжи ……………………………………………………………………....55
3.2 Рекомендации для психолога по проблеме выбора профессионального пути молодёжи…………………………………………………………..……………………………..…..60
Вывод по третьей главе……………………………………………………………………………….…69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….…74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………….……78
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………..………………………………………83
Список литературы:
1. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. - М.: Генезис. – 2005.
2. Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы. - М.: Просвещение 1997.
3. Кон И. С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. В 30 т. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - Т. 16. - 615 с.
4. Ермолаева М. В., Лубовский Д. В., Силаева Л. В. Проблема личностного самоопределения в трудах Л. И. Божович и ее развитие с позиций субъектного подхода // Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования». - 2018.
- Т. 10. - №№ 3. - С. 148-159.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.
6. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология, и педагогика для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 512 с.
7. Пряжников Н. С., Румянцева Л. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.
8. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие. - М.: Академия», 2012. - 176 с.
9. Шафранов-Куцев Г. Ф., Гуляева Л.В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориенти-рованности и конкурентоспособности старшеклассников // Интеграция образования. -2019. - Т. 23. - №° 1. - 2019. - С. 100-118.
10. О. В. Белановская Психология личности: учеб. пособие. - Минск: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 226 с.
11. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика,1991. -480 с.
13. Аверьянова С. Ю., Пилипенко Л. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства «школа - дополнительное образование - вуз». - Ростов-н/Д.: Изд-во Южного федерального университета, 2013. - 252 с.
14.Потапов А.А. Состояние и перспективы построения теоретических основ механосинтеза // Нанотехника. – 2005. – № 4. – С. 32–46.
15.Поварёнков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Сборник научных трудов. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. – С. 154–163.
16.Поварёнков Ю.П. Психологический анализ закономерностей познания производственной ситуации // Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика. Сб-к науч. трудов ЯрГУ. – Ярославль, 1990. – С. 125-136.
17.Поварёнков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 160 с.
18.Поварёнков Ю.П. Психологическое ста
Профессиональное самоопределение эффективнее, если осуществляется осознанно, как результат длительной подготовки к принятию данного решения. Эффективному процессу профессионального самоопределения старшеклассников способствует психолого-педагогическое сопровождение данного процесса. Психологическое консультирование старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения представляет собой систему целенаправленной психологической помощи, стержнем которой является профессиональная диагностика, психологические тренинги , игры профориентации, проведение бесед со старшеклассниками.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Программа организации исследования сбора эмпирических данных
Цель исследовани