Исследование особенностей общения младших школьников со сверстниками
Введение
Актуальность темы исследования. Для младших школьников вопрос развития общения является актуальным, поскольку дети не всегда могут конструктивно выстраивать межличностные отношения между людьми в силу ряда причин: особенности характера или индивидуальных особенностей личности и множества других факторов.
В процессе обучения в начальном звене школы младший школьник вырабатывает и закрепляет навыки нормативного общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, овладевает определенным уровнем коммуникативной компетентности. На данном возрастном этапе развития ребенок стремится устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками. В процессе взаимодействия с учителями и сверстниками у младшего школьника происходит осознание своего «Я».
Оглавление
Введение..................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме исследования особенностей общения младших школьников со сверстниками........................................................ 7
1.1 Определение понятия «общение» в психолого-педагогической литературе........................................................................................................ 7
1.2 Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте.......................................................................................... 12
1.3 Педагогические условия, способствующие формированию навыков общения младших школьников со сверстниками.......................................... 19
Выводы по первой главе.................................................................... 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей общения младших школьников со сверстниками на базе МБОУ «Школа № 56» городского округа город Уфа РБ.............................................................................. 27
2.1 Этапы, методы и методики исследования................................................ 27
2.2 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментального исследования.................................................................................................... 30
2.3 Разработка и реализация программы по развитию навыков общения младших школьников со сверстниками посредством игротерапии............. 34
Выводы по второй главе.................................................................... 44
Заключение............................................................................................... 47
Список литературы................................................................................ 51
Список литературы
12. Будищева Т.В. Воспитание культуры межличностного общения детей в процессе коммуникативной деятельности // Современные социально-экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы. – 2022. - № 1. – С. 27-32.
22. Кулыгина А.А., Чумакова Т.Н. Особенности межличностного общения // Совершенствование науки в наши дни. – 2022. - № 1. – С. 22-23.
33. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2018. – 96 с.
46. Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика детства: учебное пособие / Т.В. Фуряева. – Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2018. – 464 с.
Становление общения в мире ориентируется развитием всех социальных процессов. Общение изменяется не лишь только по причине неизменного улучшения технических средств связи между людьми, но еще по причине перемен кое-каких общественных функций человека как индивидума, личности и субъекта деятельности.
Общение в современном мире связано с ценностями, добавляющими социальный контроль жизни любого человека, а также изменением типа жизни и ее условной стандартизацией в связи с развитием мировой культуры. Если некоторое время назад преобладало конкретное общение между людьми, то опосредованное общение стало преобладающим. Что касается непосредственного взаимодействия, то следует отметить, что увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Особенность этих контактов заключается в том, что они многочисленны и поверхностны. И то, и другое не считается аспектом высококачественного общения.
В настоящее время в периодической литературе общение является организацией совместной деятельности людей. В узком смысле под общением понимается процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействия субъектов с использованием всевозможных знаковых систем [39].
В таблице 1 представим мнения различных психологов на понятие «общение».