Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Введение
В современном обществе социально-политические и социально-экономические перемены усложнили функционирование системы дошкольного образования как важного фактора социального развития ребёнка. В связи с повышенной занятостью родителей с каждым годом увеличивается количество детей, поступающие в ясельные и младшие группы дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ). Это требует качественного переосмысления проблемы социализации детей раннего возраста, их успешной адаптации в новой социальной среде дошкольного учреждения. Это подтверждается принятием закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечается право каждого человека на образование, создание условий для развития и социальной адаптации.
Реализацией закона «Об образовании в Российской Федерации» стала разработка Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Психологическая характеристика процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
1.2 Подходы к психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в процессе адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня адаптации детей раннего возраста при поступлении в дошкольное образовательное учреждение
2.2. Содержание работы по психолого –педагогическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и оценка её эффективности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Список использованной литературы
Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Москва : Прометей. 2018. 708 с.
Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н.В. Соколовская. Волгоград: Учитель. 2011. 188 с.
Айсина, Р. М. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. М. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. 2017. № 5. С. 49–53.
Алямовкая, В. Г. Ясли – это серьезно / В. Г. Алямовская. – Москва : Линка–Пресс. 2015. 144 с.
Афонькина, Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста / Ю. А. Афонькина. – Москва : АРКТИ. 2019. 72 с.
Батюта, М. Б. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения / М. Б. Батюта, Е. В. Сидорина // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53. С. 261– 268.
Батюта, М. Б. Возрастная психология : учеб. пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – Москва : Логос. 2017. 240 с.
Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. – Воронеж : Учитель. 2016. 236 с.
Бобылева, А. Г. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / А. Г. Бобылева // Crede Experto : транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 1. С. 247– 254.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. Москва: Просвещение. 1991. 207 с.
Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва: Академия. 2017. 240 с.
Васильева, Е. Эмоциональные проблемы детей в период адаптации к дошкольному учреждению / Е. Васильева // Дошкольное воспитание. 2016. № 10. С. 45–46.
Головня, О. И. Управление процессом адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения / О. И. Головня // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном п
При неправильной организации работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в процессе адаптации могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Проблемы социальной адаптации и социализации личности представлены в работах Л.C. Выготского, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, JI.H. Кагана, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, Ж. Пиаже, А.А. Реана и других. Проблема социальной адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения исследовалась Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, А.И. Мышкис, Р.Б. Тонковой-Ямпольской и другими. В социальной педагогике проблема адаптации рассматривается в работах Е.Н. Приступы, Г.Ф. Кумариной, Д.А. Обухова, А.В. Мудрика и др.
В психолого-педагогических исследованиях особо подчёркивается роль семьи в адаптации детей к условиям ДОУ (А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская). Семья является главным инструментом социализации ребёнка, поскольку именно родители – главные социальные партнёры ребёнка, обеспечивают его готовность к взаимодействию в социальной среде и адаптацию в ней. В связи с этим социально-педагогическая деятельность по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ должна проводиться в тесном взаимодействии с родителями. Таким образом, изучение проблемы успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада является актуальной и одной из исследуемых педагогических проблем.
Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий.