Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения в подростковом возрасте
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время проявление агрессии обусловлено современным ритмом жизни людей и стрессовых ситуаций. Чаще всего агрессия проявляется у подростков, среди которых становится все больше детей, злящихся и раздражающихся по пустякам. И многие люди воспринимают агрессивное поведение как обыденное поведение. Но это мнение является ошибочным и поэтому в психологии агрессивное поведение называют дестабилизирующим и разрушающим. Это может быть психологически, морально или даже физически вредить другим людям. Общеизвестные признаки агрессивного поведения подростков - это: внезапная раздражительность, гнев и использование грубой лексики для выражения недовольства, применение физической силы или угрозы.
По мнению родителей и педагогов, не стоит бояться агрессивного поведения подростков, адекватная реакция на деструктивные действия детей или учащихся дает положительные результаты.
Оглавление
Введение..................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме исследования коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте..................................................................... 7
1.1 Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе........................................................................................................ 7
1.2 Особенности проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте............................................................................................................. 10
1.3 Содержание психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте............................................................... 20
Выводы по первой главе.................................................................... 27
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте......................................................................................................... 28
2.1 Организация и методика исследования ................................................ 28
2.2 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментального исследования.................................................................................................... 31
2.3 Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков..................................................................................... 36
Выводы по второй главе.................................................................... 44
Заключение............................................................................................... 47
Список литературы................................................................................ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
10. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковец. - М.: Академия, 2018. - 512 с.
33. Колосова Н.В., Сулейманова М.А. Профилактика агрессивного поведения младших школьников как педагогическая проблема / Н.В. Колосова, М.А. Сулейманова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания. – 2022. - № 35. – С. 312-316.
46. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Психолог в детском саду. – 2019. – № 4. – С. 102-1
58. Шуралёва Е.В. Педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков / Е.В. Шуралёва // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. –№ 3 – С. 75-81.
59. Akers R. Criminological theories: introduction end evaluation / R. Akers. – 2 nd. – Los Angeles: Roxbury publishing company, 1997. – P. 53.
60. Berkowitz L. Frustration-aggression hypothesis: Examination and reformulation / L. Berkowitz // Psychological Bulletin. – 1989. – № 106. – S. 59-73.
Также необходимо создать оптимальные психолого-педагогические условия, для осуществления коррекции агрессивного поведения в образовательных учреждениях. Среди них следует отметить [49]:
– создание современной структурной диагностики и профилактических мероприятий по коррекции агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте, как целостной системы психолого-педагогического процесса;
– организация деятельности по коррекции агрессивного поведения должна быть построена при взаимодействии всеми специалистами образовательного заведения, начиная с директора и заканчивая педагогами-предметниками;
– коррекционная деятельность с воспитанниками должна строится на основании личностно- ориентированного подхода, уважения к личности, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка;
– формирование эффективного диалога между специалистами образовательной сферы и родителями (опекунами) агрессивных подростков;
– понятие важности и ответственности за результаты и итоги применяемых методов психолого-педагогических корректировок с детьми с высокой степенью агрессивности.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных методических основ коррекции девиантного и агрессивного поведения у подростков в условиях общеобразовательной организации, можно выделить особенности осуществления этой деятельности в социально-педагогическом направлении, которые состоят во взаимодействии и сотрудничестве социальных институтов, участвующих в осуществлении и регуляции воспитания, образования и развития ребёнка. В том числе, следует отметить уникальность возможности использования ресурсов органов и субъектов (администрации школы, классных руководителей, педагогов, психологов), осуществляющих свои функции в рамках социализации, образования и воспитания личности одновременно. Это позволяет добиваться устранения асоциальности и различных девиаций в поведении, на долговременной основе, реализуемой в рамках как учебного периода, так и во внеучебное время.