Историко-культурная реальность периода Серебряного века на материалах литературных источников

ВКР в которой определена специфика литературных произведений как исторического источника, выяснена точка зрения творческой интеллигенции этого времени на понятие «серебряный век» и истоки появления этого термина, дан анализ спектра мнений авторов на хронологические рамки периода серебряного века, показана степень информационной насыщенности литературных произведений в отражении исторической реальности первой четверти XX века, представлены возможности материалов литературных источников начала XX века для изучения вопросов истории и культуры России в школе
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
20.08.2022
Объем файла
112 Кб
Количество страниц
46
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Лишь в последние годы понятие «Серебряный век» перешагнуло границы пленительной метафоры и стало рассматриваться как терминологическое название определенного исторического феномена в русской культуре конца XIX - начала ХХ вв., резонно ассоциируясь с небывалым творческим расцветом русской культуры, прерванным событиями первой мировой войны и революции. Культурный взрыв — был приметой того времени, всего переходного периода в русской и европейской истории, завершающего новую эпоху.
Серебряный век представляет собой специфическое образование среди многих культурно-исторических явлений, отмеченных принадлежностью к рассматриваемому периоду. Персонажи Серебряного века составляют достаточно узкую и замкнутую элитарную среду, обособленность которой ощутима для свидетелей и участников разворачивающейся исторической драмы.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Серебряный век: историко-культурный феномен начала XX века……………………………………………………………………………….. 12
Хронологические рамки периода Серебряного века - проблема определения исторических границ………………………………………………12
Исторические предпосылки и причины возникновения культурного феномена «Серебряный век» .…………………………………….16
Литературные произведения: характеристика источниковедческой значимости………………………………………………………………………...21
Глава 2. Серебряный век как специфическое самовыражение исторической ситуации начала XX века……………………………………….. 30
2.1. Социально-политическая реальность периода Серебряного века в литературных источниках этого периода……………………………………… 30
2.2. Портреты представителей серебряного века – отражение в литературных произведениях первой четверти XX века………………………32
2.3. Использование литературных произведений серебряного века для изучения периода первой четверти XXвека в школе…………………………. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..49

Список источников:
Анненский И.Ф. Письма // Анненский И.Ф. Избранное. М.: Правда, 1987. С. 466-516.
Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903-1919 /Публ Белый А. Между двух революций. М.: Художественная литература, 1990. 670 с.
Белый А. Проблема культуры // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 18-25.
Бердяев H.A. Декадентство и мистический реализм // Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции: Статьи по общественной и религиозной психологии (1907-1909 г.). СПб.: Общественная польза, 1910. С. 15-27.
Блок A.A. Возмездие // Блок A.A. Собрание сочинений: В 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1960. Т. 3. С. 295-344.
Блок A.A. Интеллигенция и революция // Блок A.A. Собрание сочинений: В 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1962. Т. 6. С. 9-20.
Брюсов В.Я. Ненужная правда // Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Художественная литература, 1975. Т.6. С. 62—73.
Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму // От марксизма к идеализму: Статьи и рецензии. 1895-1903. М.: Астрель, 2006. С. 367-724.
«Вехи»: Pro et contra: Антология. СПб.: РХГИ, 1998. 853 с.
Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Грифон, 2007. С. 109-138.
Гиппиус 3. «Неугасим огонь души» / Предисловие и публикация Н.И. Оськиной // Октябрь. 1992. № 8. С. 169-187.
Иванов В.И. Скрябин и дух революции // Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Изд-е Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1918. С. 191-197.
Иванов Вяч., Гершензон М. Переписка из двух углов. М., Прогресс-Плеяда, 2006. 208 с.
Мережковский Д.С. Декадентство и общественность // Весы. 1906. № 5. С. 30-35.
Мережковский Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений: В 24 т. М.: И.Д. Сытин, 1914. Т. 18. С. 175-275.
Оцуп Н. Серебряный век // Числа. Париж, 1933. № 7-8. С. 174-178.
Блок A.A. Проза. 1903-1917 // Блок A.A. Собрание сочинений: В 8 т. М., Л.: ГИХЛ, 1962. 'Г. 5. 799 с.; он же. Проза. 1918—1921 /

Одновременно с реализмом в русской литературе начала ХХ вв. распространяются модернистские направления.Их рождение сопровождалось шоком и скандалом. Светская публика испытала настоящий шок в 1894 году, когда было написано однострочное стихотворение В.Я. Брюсова: «Ой, закрой свои бледные ноги.». Первая волна модернистов называлась символистами. Их идеологами признаны Д. Мережковский и К. Бальмонт. В 1890-е годы было много произведений, воспевавших гимны смерти и тьме, где физически ощущается одиночество, отчужденность, бессилие человеческого разума и морали перед зовом плоти и инстинкта, поэтому символистов называли еще и декадентами.
«Мы – пленные звери,
Голосим, как умеем.
Глухо заперты двери,
Мы открыть их не смеем – пишет  Ф. Сологуб. 
Символисты, которые по их признанию, отрицают старое, а также для новых вещей, рожденных в обществе.