Управление процессом нравственного развития младших школьников в условиях реализации фгос
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация образования делает актуальными многие научно-теоретические и практические проблемы. Формирование нравственных отношений в современной начальной школе является одной из основных проблем всего человечества. Составной частью в истории человечества является воспитание новых поколений. Вопросы нравственного воспитания молодого поколения можно назвать вечными, так, как они связаны с сущностью человека – это обстоятельство заставляет педагогов постоянно вести научное исследование тех или иных сторон нравственного воспитания.
Во всем мире изучается нравственное воспитание человека, чтобы в последующем сформировалась личность с определенными положительными качествами. Воспитание человека корнями уходит в донаучный период педагогического развития, когда первобытные люди занимались воспитанием на уровне подсознания, методом проб и ошибок. В процессе всей жизни существования человека происходило накопление знаний о воспитании человека в обществе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 9
1.2. Особенности методов нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста. 19
2.1. Анализ работы педагогов школы по нравственному по нравственному развитию младших школьников. 40
2.2. Диагностика исходного уровня нравственного развития младших школьников 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева, Л.Н. Педагогические приемы воспитания толерантности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / Л.Н. Авдеева, А.Э. Ширванян, Е.П. Хорошилова // В сборнике: Новая наука: новые вызовы. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. 2018. – С. 4-8.
Агаркова, Ю.С. Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования / Ю. С. Агаркова, Ю. А. Кривохижа, Е. Г. Пузынина. // Молодой ученый. – 2017. – № 2 (136). – С. 561-563.
Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев – Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2021. – 256 с.
Артеменко, З.В. Азбука форм воспитательной работы: Справочник / З.В. Артеминко, Ж.Е. Завадская – М.: Новое знание, 2018. – 315 с.
Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский – М.: Знание, 2018. – 61 с.
Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2011. – 184 с.
Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Баьанский. -М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Байкова, Л.А Методика воспитательной работы: Учебное пособие / А.Л. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина. – М.: Академия, 2015. – 144 с.
Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект / Е.Г. Белякова – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2022. – 152 с.
Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1997. – 254 с.
Бозорова, Х.Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Х.Т. Бозорова // Молодой ученый. – 2014. – № 9. – С. 458-460.
Бурлакова, И.А. Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей / И.А. Бурлакова // Национальный психологический журнал. – 2022. – №3 (47). – С. 69-76.
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Рассказ выполняет несколько функций: он служит источником знаний; обогащает нравственный опыт личности опытом других людей; служит способом положительного примера в воспитании. Для того чтобы рассказ был эффективным, необходимо подобрать содержание, соответствующее социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность [2]. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «поступать нужно так», «все так делают» и т.п.
Разъяснение применяется для того, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
Беседа – это диалогический вопросно-ответный метод взаимодействия педагога и обучающихся. Функция беседы состоит в том, чтобы привлечь самих учеников к оценке событий, явлений жизни. В процессе беседы у учеников появляется желание к оцениванию своих поступков, событий и явлений жизни, развивается отношение к окружающей действительности и к своим нравственным, гражданским обязанностям.
Лекция представляет собой продолжительное, развернутое, устное изложение материала с большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Успех лекции зависит от четкой личной позиции лектора, убедительности доказательств и аргументов, обоснованности выводов, а самое главное психологического контакта с аудиторией.
Диспут – это столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции, как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам.
Работа с учебником, книгой – это важный метод. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно.
Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы. К ним относятся наблюдение, демонстрация и иллюстрация материала.
Метод иллюстрации материала предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей.