Отбор на начальном этапе многолетней спортивной подготовки в плавание
ВВЕДЕНИЕ
Непрерывный рост спортивных достижений в плавании, высокая конкуренция на международной спортивной арене требуют неустанного поиска эффективных методических, организационных и управленческих решений в многолетней подготовке спортсменов. Важное место в этой системе занимает процесс совершенствования комплексного контроля и отбора перспективных пловцов на всех этапах многолетней подготовки. Так, рационально построенная организация отбора спортсменов не только позволяет исключить огромные траты государственных средств, но и снимает многие нравственные проблемы: бесперспективность в неправильно избранной специализации не будет лежать тяжелым грузом на совести спортсмена и его тренера.Современная мировая практика и научные исследования свидетельствуют о том, что наивысшие достижения в плавании доступны лишь особенно одаренным спортсменам, обладающим редкими морфологическими свойствами, высочайшим уровнем физических и психических способностей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Закономерности становления спортивного мастерства сильнейших пловцов мира----------------------------------------------------------------------------7
Наследуемость основных морфофункциональных признаков и психофизиологических показателей как фактор оценки перспективности пловцов----------------------------------------------------------13
Особенности формирования энергетического потенциала и двигательных способностей у пловцов на начальном этапе---------------15
Психолого – педагогические особенности детей в спорте-------------------21
Анатомо-физиологические особенности-----------------------------------------23
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задачи исследования-----------------------------------------------------------------25
Организация исследования---------------------------------------------------------32
2.3 Методы исследования----------------------------------------------------------------38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ -------------------------44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абсалямов Т.М. Динамическое исследование тяговых усилий при плавании кролем на груди // Совершенствование системы подготовки спортсменов: Мат. научн.- метод, конф. по плаванию. М., 1964. - С. 30-32.
2. Абсалямов Т.М., Тимакова Т.С. Научное обеспечение подготовки пловцов М.: Физкультура и спорт, 1983.- 191с.
3. Аикин В.А. Учет биологических закономерностей развития в тренировочном процессе пловца // Актуальные вопросы спортивного плавания Сб. научн. трудов Омск, 1985,- С.3-9.
4. Александров И.И. Физиологические показатели высокой работоспособности пятиборцев на дистанциях плавания и бега // Центральная двигательная система и двигательный аппарат спортсмена. Л.: ГДОИФК, 1977.-С.91-99.
5. Александрова Г.В. Модельные характеристики специальной подготовленности спортсменов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1983.-23с.
6. Алексеева О.И., Григорьев В.И. Теоретико-методические основы подготовки пловцов в вузе // Учебное пособие. М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 161 с.
7. Амангельдиева P.P., Давиденко Л.Т. Контроль за динамикой антро-по-метрических показателей юных пловцов // Контроль как фактор управления тренировочным процессом: Сб. науч. статей.- Алма-Ата, 1986.- С.38-44.
8. Арестов Ю.М. Исследование полового созревания детей и подростков мужского пола в аспекте физического воспитания: Автореф. дис. . канд. биол. наук. М., 1970,- 22 с.
9. Артамонов В.Н., Мотылянская Р.Е. Методические рекомендации по спортивному отбору и ориентации // Врачебн,- физиол. раздел. М., 1986. -65с.
10. Аршавский И.А. Возрастная физиология Л.: Наука, 1975. - 423с.
11. Бахрах И.И. Влияние темпов полового созревания на адаптацию подростков к некоторым функциональным пробам // Теория и практика физической культуры, 1966. № 10. - С. 42-44.
12. Белов В.К. Критерии ориентации детей и подростков в учебно-тренировочные группы циклических видов спорта: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1992.- 23с.
Для оценки состояния спортивной формы по показателям спортивных результатов важное значение имеет выбор количественных критериев, позволяющих определить динамику ее изменения в различные периоды большого цикла тренировки (годичном или полугодичном). Можно выделить несколько критериев такого рода: 1) направленность, скорость и интенсивность развития спортивной формы: 2) уровень развития спортивной формы; 3) устойчивость (стабильность) спортивной формы; 4) своевременность (точность) вхождения в состояние спортивной формы.Первый критерий характеризует рост достижении спортсмена в рассматриваемом цикле тренировки относительно лучшего результата в предыдущем году или результата контрольных соревновании в начале соревновательного периода. Он обычно определяется на основе вычисления абсолютных либо относительных темпов прироста спортивных результатов. Второй - позволяет выявить максимальный уровень оптимальной готовности спортсмена в годичном цикле. Чаще всего в качестве этого критерия выступает отношение лучшего индивидуального результата года к личному или мировому рекорду. Третий критерий свидетельствует о способности спортсмена сохранить спортивную форму в течение соревновательного сезона. Его можно определить по количеству, а также частоте демонстрации спортсменом результатов, величина которых выше личного рекорда или находится в пределах 1,5-5% от лучшего. Четвертый - говорит об умении спортсмена показывать наилучшие (запланированные) достижения к моменту основных соревнований. Для его оценки может служить степень соответствия запланированных и реальных результатов у конкретного спортсмена в период ответственных соревнований.