Развитие социального интеллекта у подростков средствами психологического тренинга
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из важнейших проблем психологии является вопрос о развитии и социальной адаптации личности. Успешная адаптация – это необходимое условие полноценной жизнедеятельности человека. Выделение социального интеллекта как специальной области психологических исследований является результатом относительной автономии и сложности этого явления, определяющего успешность социального познания, взаимодействия, а также социальной адаптации.
В широком смысле, социальный интеллект – это способность, которая делает возможным понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций. Социальный интеллект как условие гармонизации личности и развития социальной зрелости способствует общению с окружающими, позволяет человеку самому оценивать свои сильные и слабые стороны, соотносить свои поступки с требованиями сформировавшихся у него нравственных и профессиональных норм, а также выступает важным условием успешного и эф
Содержание
Введение…………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы развитие социального интеллекта у подростков средствами психологического тренинга………………………………………9
1.1. Понятие социального интеллекта в зарубежной психологии …………..9
1.2. Модели социального интеллекта в отечественной психологии…………21
1.3. Тренинг как эффективная технология развития социального интеллекта у подростков……………………………………………………………………...32
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………33
Глава 2. Теоретические основы формирования социального интеллекта подростков ..................................34
2.1. Возрастные и психологические особенности развития подростков……………………………………………………………………….34
2.2. Факторы, влияющие на развитие социального интеллекта в старшем подростковом возрасте…………………………………………………………..38
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………44
Глава 3. Экспериментальная работа по развитию социального интеллекта старших подростков……………………………………………………………..45
3.1. Методы организации исследования……………………………………......45
3.2. Диагностика исходного уровня развития социального интеллекта подростков………………………………………………………………………..48
3.3. Тренинг……………………………………………………………………....57
3.4. Определение динамики развития социального интеллекта подростков...72
3.5. Методические рекомендации по развитию социального интеллекта у подростков………………………………………………………………………..80
Вывод по 3 главе………………………………………………………………....83
Заключение……………………………………………………………………….84
Список использованных источников…………………………………………...87
Приложения……………………………………………………………………...95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник. /Г.С.Абрамова— М.: Прометей. 2017. 708 с.
2. Агеева, Людмила Психологический анализ зависимости подростков от родителей / Людмила Агеева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 999 c.
3. Айхорн, Август Трудный подросток / Август Айхорн. - М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2020. - 304 c.
4. Анна, Кошель und Оксана Истратова Отношения со сверстниками старших подростков / Анна Кошель und Оксана Истратова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 240 c.
5. Анна, Яценко und Оксана Истратова Подростковый возраст / Анна Яценко und Оксана Истратова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 132 c.
6. Асмолов А. Г. Психология личности. культурно-историческое понимание развития человека./Асламова А.Г. — М.: Смысл. 2019. 448 с.
7. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
8. Батюта М. Б. Возрастная психология : учеб. пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – Н. Новгород : ДЕКОМ, 2018. – 237 с.
9. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие./Батюта М.Б., Князева Т.Н. — М.: Деком. 2018. 240 с.
10. Бейсенова А. Г. Проблемы возрастной периодизации / А. Г. Бейсенова, Л. М. Сахибгареева // Аллея Науки : электрон. науч. практ. журн. – 2018. – № 5 (21).
11. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
12. Бесчасная А. Проблема возрастной периодизации в социологии детства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2019. – Т. 8, № 41. – С. 151-157.
13. Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
14. Буторин Г. Г. Междисциплинарные аспекты периодизации психического развития в детском возрасте / Г. Г. Буторин, Л. А. Бенько // Системная интеграция в здравоохранении. – 2022. – № 4 (30). – С. 22-29.
15. Василькова, Ю. В. Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг полоролевой идентичности для подростков / Ю.В. Василькова. - М.: Речь, 2021. - 128 c.
16. Выготский, Л. С. История развития высши
В настоящее время остается актуальным поиск новых психолого- педагогических подходов к решению задач воспитания школьников подросткового возраста. Именно в подростковом возрасте активно развиваются умения и навыки взаимодействия с окружающими людьми, гармонизации своих отношений с обществом. В результате анализа психолого-педагогической литературы, а также в соответствии с выделенными компонентами социального интеллекта школьника, нами была составлена программа развития социального интеллекта подростков.
Научная новизна программы состоит в том, что реализация данной программы предполагает комплексное воздействие на повышение уровня развития социального интеллекта подростков, который включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Программа состоит из трех блоков, которые соответствуют компонентам социального интеллекта: первый блок – мероприятия по развитию умений и навыков социального познания, второй блок – мероприятия по развитию эмпатического отношения и регуляции собственных эмоциональных состояний, третий