Психолого-педагогические условия развития речи у детей раннего возраста
ВВЕДЕНИЕ
Современная отечественная система образования, находящаяся в состоянии реформирования, постоянно совершенствует содержание и качество образовательных услуг. Одним из результатов модернизации является принятие и обязательное введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для детей дошкольного и школьного возраста.Данный ФГОС и его качественное усвоение возможны только при наличии хорошо развитой речи ребенка уже в начале освоения обязательного уровня образования. Т.о., акцент актуальности качественной подготовки детей смещается на ранний возраст - на период активного речевого развития и период становления основ речи. В методической литературе представлено достаточно полное описание особенностей речевого развития детей на всех возрастных этапах, охарактеризована классическая методика развития речи детей в ДОУ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и методические аспекты использования психолого-педагогических условий развития речи детей младенческого и раннего возраста.................................................................................................................7
1.1. Особенности развития речи детей младенческого и раннего возраста........................................................................................................................7
1.2. Понятие психолого-педагогических условий развития речи в младенческом и раннем возрасте .....................................................................................................12
1.3. Методы и приемы развития речи, как важнейшее условие психолого-педагогического воздействия на детей раннего возраста.......................................................................................................................16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1............................................................................................26
ГЛАВА 2. Опытно экспериментальная работа по созданию психолого-педагогических условия развития речи детей младенческого и раннего возраста ....................................................................................................................27
2.1. Выявления уровня развития речи детей младенческого и раннего возраста.......................................................................................................................27
2.2. Создание психолого-педагогических условий развития детей младенческого и раннего возраста.....................................................................................................38
2.3. Определение динамики уровня развития детей младенческого и раннего возраста..............................................................................................
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2............................................................................................54
ГЛАВА 3. Рекомендации по созданию психолого-педагогических условий развития речи детей младенческого и раннего возраста.................................................55
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам по созданию условий для развития речи детей младенческого и раннего возраста……………………………………………………………………………..55
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям по созданию условий для развития речи детей младенческого и раннего возраста................................60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................66
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................67
Список литературы
Абдуллина Д.Х. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников.- //Воспитатель ДОУ.- 2019.-№10.-с.98.
Андреева, Э. А. Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет / Э. А. Андреева, Л. И. Закирова, Ю. Ф. Арсланова // Образование в современной школе. – 2021. – № 5/6. – С. 22-23.
Белошистая, А. В. Поисково-исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 7. - С. 26-31
Болотова, Н. В. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста : авторский банк данных по пальчиковым играм с привязкой к лексическим темам / Н. В. Болотова // Игра и дети. — 2021. — №5. — С. 5-13.
Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://www.dеtskiysаd.ru/rесh/mеtоdikа.htmlВинарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: АСT: Астрель, Хранитель, 2020. — 141 с.
Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 112 с.
Давидович, Л. Дифференцированный подход к коррекции системных нарушений речи на этапе безречия / Л. Давидович, М. Ромусик // Дошкольное воспитание. — 2020. — №7. — С. 71-76.
Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов./Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. [Электронный ресурс].-Режим доступа: httр://liblifе.ruЗанятия по развитию речи в детском саду: программа и конспекты / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Совершенство, 2020. - 368с.
Любомирская, Э. Моделирование образовательной деятельности по развитию речи дошкольников : семинар-практикум / Э. Любомирская // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 2. – С. 76-83
Немов, Р. С. Общая психология в 3 т. Том II. В 4 кн. Книга 4. Речь. Психические состояния : учебник и практикум для СПО / Р. С. Немов. — 6-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 243 с
Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата. Известно, что в первые две-три недели жизни ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к взрослому. Но несмотря на это родители постоянно с ним разговаривают, ласкают, ловят взгляд малыша. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в этих простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает отвечать на них, а немного позже и сам начинает проявлять инициативу так называемым комплексом оживления. Младенец смотрит в глаза взрослому, улыбается ему, радостно гулит, выгибается всем тельцем, привлекая к себе внимание и демонстрируя удовлетворение от присутствия родителя.Первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. Его часто называют дословесным (доречевым) периодом или периодом предречевых вокализаций ( Е. Н. Винарская, М. И. Лисина, М. М. Кольцова,Т.Н. Ушакова и др.).Ранний возраст это возрастной период от 1 года до 3 лет - это период наиболее интенсивного развития организма. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, в этом утверждении есть здравый смысл. Одним из основных новообразований данного возраста является развитие речи [13, с.64].