Формирование здорового образа жизни детей как направление образовательной политики
ВВЕДЕНИЕ
В связи с обострением социально-экономических проблем жизни общества и ухудшением состояния здоровья как детского, так и взрослого населения возрастает роль образования в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся разных возрастных групп начиная с дошкольной ступени образования.Одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольников. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 7
1.1. Здоровый образ жизни: основные понятия, сущность, формирования в образовательных учреждениях 7
1.2. Институциональная основа и нормативно-правовая база государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни в РФ 15
1.3. Основные методы и принципы государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни 26
2. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (на материалах деятельности МБДОУ Детский сад № 277 городского округа город Уфа Республики Башкортостан) 32
2.1. Государственные и муниципальные программы в области поддержки дошкольных образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни в Республике Башкортостан: нормативно-правовая база, состояние, проблемы
2.2. Организационно-экономическая характеристика, основные направления и правовой статус деятельности МБДОУ Детский сад № 277 городского округа г. Уфа РБ 40
2.3. Анализ механизмов формирования здорового образа жизни детей в МБДОУ Детский сад № 277 городского округа г. Уфа РБ 52
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РФ 69
3.1. Предложения по совершенствованию деятельности МБДОУ Детский сад № 277 городского округа г. Уфа РБ в формировании здорового образа жизни детей 69
3.2. Рекомендации по совершенствованию государственной образовательной политики по формированию здорового образа жизни на федеральном уровне 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 117
список изменяющих документов (В Ред. Постановлений Главы Администрации Городского Округа г. Уфа РБ От 16.12.2013 N 6404, От 31.12.2014 N 6081, От 27.08.2015 N 3267).
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 Сентября 2013 г. N 439 О мерах материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, находящиеся на территории Республики Башкортостан.
Приказ Министерство Образования Республики Башкортостан от 03 Марта 2015 г. N 34 Об установлении среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Приказ Минобрнауки России От 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Письмо Минобрнауки России От 08.08.2013г. № 08-1063 «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений».
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 (С Изм. От 04.04.2014) «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (С изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 04.04.2014 N Акпи14-281).
Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда.
Региональная программа Республики Башкортостан «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям (Республика Башкортостан)», утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан № 356 от 17 июня 2019 г.
Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы: учеб. / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.
Один из главных показателей социального благополучия того или иного государства напрямую связан с уровнем физического и психического здоровья его граждан. Анализ реальной ситуации в стране свидетельствует о том, что данный показатель нельзя считать достаточным по своему уровню проявления. Связано это с многочисленными негативными явлениями современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, отчасти несовершенной системой здравоохранения и недостаточной воспитательной работой образовательных организаций и др.Во многом ситуация усугубляется и самим образом жизни людей, который зачастую нельзя отнести к так называемому «здоровому образу жизни» (ЗОЖ). Как подтверждение – сложившаяся тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, в особенности, детей дошкольного и школьного возраста.Современные исследования и научные концепции определяют здоровье и здоровый образ жизни как одну из общечеловеческих ценностей и необходимое условие, формирующее качество жизни современного человека.Дошкольное детство - наиболее значимый период, когда происходит формирование представлений ребенка о здоровом образе жизни [21].Одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольников. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители.В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, воспитателей и медицинских работников.