Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования

Скачать дипломную работу на тему: Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования . В которой определено выявление педагогических условий, которые стимулируют формирование умений, навыков. Изучены нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения младших дошкольников
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.03.2025
Объем файла
195 Кб
Количество страниц
89
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3440 руб.
4300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Одна из основных задач педагогической теории и практики на современном этапе - воспитать счастливого, гармонично развитого человека, развить в нём чувство радости существования, доверия к миру, способствовать формированию творческой личности. Решение этой задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. 7

1.1. Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте. 7

1.2. Формирование детского художественного творчества. 10

1.3. Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческого воображения. 13

1.4. Классификация нетрадиционных техник рисования и методы их использования на занятиях по художественному творчеству. 17

Выводы по главе 1. 30

Глава 2. Организация и методы исследования. 32

2.1 Методологические принципы исследования. 32

2.2 Организация и планирование исследования. 36

2.3 Характеристика выборки исследования. 45

2.4 Методы и методики исследования. 50

2.5 Математико-статистические методы исследования. 55

Глава 3. Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста на занятиях по художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования. 61

3.1. Особенности обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста на занятиях по художественному творчеству. 61

3.2.  Исследовательская деятельность по выявлению навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста. 71

Выводы по главе 3. 87

Заключение. 89

Список литературы.. 91

 

Список литературы1.Боровик О.В. «Развитие воображения. Методические рекомендации». – М.: ООО «ЦГЛ Рон», 2012. – 112 с.
2. Брыкина Е.К. Зайцева В.В. «Методика развития детского изобразительного творчества». Учебно методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2012 - 496 с.
3. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 2014 - 358 с.
4. Выготский Л.С. «Развитие высших психологических функций». М.:
Просвещение 1991- 328 с.
5.Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М.: Просвещение, 2012 - 389 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию» М.1996 – 332 с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. «Родителям: как быть ребёнком» М.2009 – 374 с.
8.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000- 344 с.
9.Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 2013 № 1. С. 44 – 51.
10. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М., Просвещение , 2012 - 311 с.
11. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 2012 - 311 с.
12. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» М. 2005 – 240 с.
13. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. 2010 – 115 с.
14. Комарова Т.С. «Развитие художественных способностей дошкольников» М.2014 – 142 с.
15. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей» М.2000 -128 с.
16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей» Дизайн 2012 -187с.
17. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 2012 - 428 с.
18. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта – М., 2014.
19. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов. М.2003. – 688с.

Рисование пластилином. Плотный лист бумаги натереть тем цветом пластилина, который задумали как фон (толщина 1 мм). Затем тампоном сверху, накладывая кусочки пластилина, создавая выпуклый образ «барельеф». Можно предложить процарапывание, убирание пластилина (как в технике граттаж). Оформить в рамку, и получиться эстамп для оформления группы, в подарок. Такие интересные эстампы - панно выполняются коллективно.

 Рисование восковыми мелками или свечой. Этот способ рисования напоминает технику холодного батика. Таким способом издавна пользовались народные мастера при расписывании пасхальных яиц. На чистый сухой лист бумаги наносится контурное изображение мелками или свечой. Акварелью заполнить участки, образованные линиями. Суть в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой, на цветном фоне появляется рисунок: «Заиндевелое дерево», «Лес ночью», «Узоры деда Мороза на оконном стекле», «Шубка для Снегурочки», «Снежинки», «Кружевные салфетки, воротнички, панно», «Северная Королева».Другой вариант: нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его весь закрасить - получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа. Очень веселый зоопарк! Быстро, легко и весело!

Рисование на стекле. Изображение получается в результате нанесения краски на поверхность стекла. Необходимо обработать края стекла, чтобы оно было безопасно для рисования.

Пальцеграфия. Рисунок наносится пальчиками, боковой частью ладони, кулаком. Можно придумать правило: каждому пальчику - определенный цвет, особенно хорошо рисовать, когда нет кисточки под рукой. Для этого удобны гуашевые краски, которые наливают в плоские тарелочки, крышки от баночек с гуашью.

1. Обмакнув подушечки пальцев в краски можно нарисовать следующие композиции: «Новогодние конфетти», «Рассыпавшиеся бусы», «Огоньки на елке», «Веселый горох», «Следы», «Узоры на платья», «Пушистый снег», «Солнечных зайчиков», «Одуванчики», «Распушилась вербочка», «Сладкие ягоды», «Гроздья рябины», «Цветы для мамы», «Дымка свистунья».

2. Если обмакнуть в краску боковую сторону пальца и приложить к бумаге, то получаются «Следы» более крупных зверей, «Летние и осенние листья», «Овощной салат», «Праздничные листочки». Если, таким образом, проводить линии разной длинны, вновь набирая краску, то можно нарисовать более сложные предметы: деревья, птиц, животных, пейзажные картинки и даже декоративные узоры, совмещая с рисованием подушечками пальцев.

3. Сжать руку в кулак и наложить её на краску, разведенную в тарелочке, поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась на руке, после этого поднять и приложить к листу бумаги - остаются крупные отпечатки «бутоны цветов», «детеныши зверей», «птицы», и др.

Рекомендации: прежде чем начать, сделайте на отдельном листке несколько отпечатков разных частей руки, чтобы понять, какие формы могут у Вас получиться. Меняйте руки, чтобы отпечатки пальцев и кулака изгибались в разных направлениях.