Система работы социального педагога с неполными семьями

Скачать дипломную работу на тему: Система работы социального педагога с неполными семьями. В которой определено гармонизация детско-родительских отношений в неполных семьях в Зарайском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Изучены социально-педагогическая поддержка неполной семьи в условия социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.03.2025
Объем файла
179 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3440 руб.
4300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Семья играет важную роль, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Однако, XXI век принес новые тенденции развития семьи. Они не являются положительными. Это доказывают снижение стабильности брачно-семейных отношений, возрастание неполных семей в следствие нескольких факторов: разводы, смерти одного из супругов, рождения детей одинокими матерями. От уровня развития семьи, нравственных ценностей, царящих в ней, от наличия или отсутствия в семье родителей или одного из них во многом зависит первая ступень формирования личности ребенка. Неполной семье сложно обеспечить полноценные условия социализации ребенка, поэтому вхождение ребенка во взрослую жизнь сильно усложняется и деформируется.
Вопрос о неполных семья актуален еще и потому, что в них сосредоточена значительная часть населения, у которой изначально не сложились естественные условия жизни, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической поддержки неполной семьи……………………………………………………………………7
1.1. Причины возникновения неполной семьи в современном обществе………………………………………………………………………..….7
1.2. Трудности существования неполных семей…………………..…....9
1.3. Особенности социальной и социально-педагогической поддержки неполной семьи…………………………………………………………………..12
Выводы по 1 главе……………………………………………………..…21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с неполными семьями воспитанников группы «Звездочка» ГКУСО МО «Зарайский СРЦН» ……………………….....…………...….…...23
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности ГКУСО МО «Зарайский СРЦН» с неполными семьями воспитанников группы «Звездочка»...………………………………………………………………….…23
2.2. Первичная диагностика по выявлению проблем в неполных семьях у воспитанников группы «Звездочка» ГКУСО МО «Зарайский СРЦН» ……27
2.3. Мероприятия социально-педагогической поддержки неполной семьи в исследуемом учреждении…………………………………….………..32
2.4. Вторичная диагностика по выявлению проблем в неполных семьях у воспитанников группы «Звездочка» ГКУСО МО «Зарайский СРЦН» ……35
Выводы по 2 главе……………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………………...….39
Список используемой литературы…………………………………...…41
Приложение…………………………………………………...…………47

Список использованной литературы
1. Абрамовских Н.В. Системы ценностей социально-педагогической деятельности // Известия Уральского государственного университета. 2018. Т.60. С.146-150.
2. Абрамовских Н.В. Сущность и особенности социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 01.10.2022).
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2016. - 304с.ISBN 5-211-03485-6
4. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия общественного и семейного воспитания «педагог-семья». М.: НОРМА, 2019. 20 с.
5. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. М.: Наука и техника, 2017. 34 с. ISBN 5-94387-325-2 
6.  Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: Монография / предисл. Л. С. Перепелкин. Федеральная целевая программа "Культура России". М.: Интеллектуальная книга - Новый хронограф, 2010. 352 с. ISBN 978-5-94881-139-0 / ISBN 978-5-902699-03-3
7. Бочарова В.Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. – М.: Наука, 2002. – 56 с.
8. Воробьева, И. В. Особенности и педагогическая поддержка детско-родительских отношений в неполной семье / И. В. Воробьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1119-1121. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18787/ (дата обращения: 01.11.2022).
9. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для С69 студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с. ISBN 5-691 00372-0.
10. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России / Ред. Т.А. Гурко. – М.: Институт социологии РАН, 2006. – 223 с. ISBN 5-89697-110-9

Важным пунктом патронажа является то, что вмешательство в семейную ситуацию возможно при условии, если социальный работник владеет достоверной информацией о семье и есть добровольное желание семьи. Семья суверенна, поэтому она сама должна решить: прибегать или не прибегать к помощи социального педагога. Исключения составляют лишь случаи, когда возникает угроза жизни и здоровью детей или их родителей.

В зависимости от социального неблагополучия семьи выделяют следующие виды патронажа:

-  экстренный — осуществляется, когда семье требуется немедленная помощь и вмешательство социальной службы в ситуацию семьи. Процедура проводится столько раз, сколько необходимо для решения проблемы (обычно 3 – 4 раза патронажа в неделю);

- срочный — осуществляется в менее опасных ситуациях (встреча социального педагога с семьей организуется 2 – 3 раза в неделю);

- обычный — используется при активности самого клиента, когда проблема требует от социального педагога корректирующего направляющего содействия (посещения семьи сводятся до одного раза в неделю.

- контрольный — осуществляется, когда в семье стабильная обстановка. Посещения сводятся до одного раза в месяц.

Направления работы патронажа с неполными семьями:

- информационно-аналитическое — идентификация и фиксация ситуаций в семье как трудной или опасной;

- прямое вмешательство в ситуацию;

- заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;

- непосредственная поддержка клиента патроната (патронатное воспитание);

- контроль, оценка и завершение работы с семьей.

Данные общие рекомендации по выстраиванию последовательности и системности социального патронажа семьи можно применить в отношении неполной с учетом ее особенностей [2, с. 26].

Другой вариант работы с неполными семьями по сестеме патронажа предлагают Л.С. Алексеева и В.Ю. Меновщиков.

 Первой стадией работы с неполной семьей выступает постановка социального диагноза. До первого знакомства с неполной семьей социальный работник сразу готовится к оказанию помощи: определяет круг проблем, которыми ему скорей всего предстоит заниматься, решает вопросы о целесообразности и средствах вовлечения неполной семьи в процесс осуществления необходимых изменений, способах установления контакта с ней или же о передаче ее другому специалисту данного учреждения либо в сферу влияния иных организаций и ведомств.

Оценка неполной семьи — важная часть обследования. Ее следует рассматривать как заинтересованный поиск информации о имеющихся трудностей. Полученная информация из разных источников может быть неполной и местами противоречивой.