Формирование готовности педагога к работе в условиях инклюзивного образования
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время система внутреннего образования претерпевает значительные изменения в связи с социально-экономическими, политическими, духовными и культурными преобразованиями в обществе. Идея изменения целей в области образования реализована.
Обсуждается необходимость обновления образовательных технологий, что способствует повышению качества образовательного процесса. Особое значение имеют вопросы, связанные с созданием системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей независимо от их состояния здоровья и социального статуса [24, С. 3]. Рассматриваются проблемы расширения организационных форм обучения детей с правом выбора родителями вида и разновидности образовательного учреждения. В контексте образовательных реформ остро встал вопрос о целесообразности внедрения инклюзивного («включенного») образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3-9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ………………………………………………………….…10-31
1.1 Актуальные проблемы развития инклюзивного образования в России …………………………………………………………………………...…..10-14
1.2 Современные подходы понятийному аппарату «готовность к работе в условиях инклюзивного образования» …………………………………..14-19
1.3. Модель подготовки формирования готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования…………..…………………………..19-31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………..…………….32-34
ГЛАВА I I. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ………………………..35-81
2.1 Диагностика уровня сформированности готовности педагогов к работе условиях инклюзивной среде………………………………………………..35-41
2.2 Реализация модели формирования инклюзивной готовности педагогов…. …………………………………………………………………………………41-52
2.3Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования....53-73
2.4. Результаты опытно-экспериментального исследования по подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования……………73-81
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………82-84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...85-89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ….90-106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Абрамова, Н. А. Подготовка педагогических кадров для обеспечения инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) / Н.А. Абрамова. - Текст : электронный // Инклюзивное образование : методология, практика, технология: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. С.В. Алехина [и др.]. - Москва : Изд-во Моск. гор. психол.-пед. ун-т, 2017. – С. 225-227. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23826442 (дата обращения 11.09.2022)
Адольф, В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / В.А. Адольф, Е.П. Ильина. - Красноярск : Поликом, 2017. – 190 с.
Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова . Текст : электронный // Психологическая наука и образование. - 2021. - № 1. - С. 83-92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15855149 (дата обращения 11.03.2021)
Артюшенко, Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Артюшенко Наталья Петровна ; – Томск, 2010. - 23 с. - Библиогр.: с. 20-23. - Место защиты: Томский государственный институт. - Текст : непосредственный.
Артюшенко, Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н.П. Артюшенко. – (Наука – практике) // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2019. - № 1. - С. 57-76.
Инклюзивное образование - это социальное явление, вызванное социально значимыми изменениями, такими как развитие концепций прав человека и равных возможностей, антидискриминационное движение, трансформация взглядов на образование детей с ограниченными возможностями. Правомерно говорить об инклюзии как педагогическом явлении, поскольку каждый ребенок, независимо от психологических, физических и других особенностей, включен в систему общего образования, учится со здоровыми сверстниками и получает конкретную педагогическую поддержку и коррекционную помощь, связанную с удовлетворением его особых образовательных потребностей.
Разработка комплексных процессов является стратегической задачей развития системы образования. Это присуще как отечественной, так и зарубежной практике, однако расчет и экстраполяция зарубежного опыта в организации совместного обучения детей с нормальным и слабым развитием не подходит для домашнего использования, а иногда противоречит концептуальным положениям дефектологии. Учет местного опыта инклюзивного образования позволяет избежать спонтанности и формальности в процессе его организации, построить инклюзивную образовательную среду, направленную на развитие всех детей. Неоспоримой точкой зрения в отечественных исследованиях было признание необходимости специальной подготовки профессорско-преподавательского состава для комплексной практики. Всестороннее образование – это новая сфера профессиональной деятельности для определенной группы сотрудников - учителей средних школ и коллективных детских садов. Соответственно, они должны быть готовы к этой деятельности.
При всем многообразии теоретических подходов к определению сущности подготовки учителей их можно объединить общим знаменателем - специфика подготовки определяется нормативными и юридически закрепленными документами, постоянными социальными изменениями и современными достижениями педагогической науки.
Личная активность и аксиологический подход являются наиболее разумными для подготовки учителей к работе в системе всестороннего образования.
С точки зрения личностно-деятельностного подхода подготовка учителей направлена на качественное изменение их профессиональных и личностных характеристик, трансформацию их профессиональной деятельности. Обучение в контексте аксиологического подхода - это аксиологическое явление, имеющее синкретический характер, предполагающее приобретение личностных и педагогических ценностей, которые служат показателем профессионального и личностного развития педагогов. В рамках концепции компетентностного подхода цель обучения определяется понятие «профессиональная компетентность» и раскрывается как интегральная характеристика, способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи. В то же время группы профессиональных задач определяются в ходе всестороннего образования. Исходя из этого, ведущая концепция исследования характеризуется как личностный и непрерывный процесс развития профессиональной компетентности учителей, направленный на достижение гуманитарных целей и формирование педагогических ценностей, в результате чего они (учителя) обладают способностью решать профессиональные задачи в области всестороннего образования.
Модель подготовки учителей к работе в условиях интеграции представлена содержательными, организационными компонентами и направлена на развитие профессиональной компетентности у учителей, способности решать профессиональные задачи, связанные с комплексным образованием.
Содержательный компонент логики концепции профессионализма определяет выбор задачно-ориентированного подхода к ее проектированию и представляет собой модульную программу, структурные элементы которой структурированы с учетом выявленных тенденций развития всестороннего образования и направлены на формирование нового профессионального опыта педагогов в области совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.