Особенности обеспечения безопасности на уроках физической культуры в коррекционных школах
Введение
Согласно закону Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» от 3 июля 2014 одной из важнейших задач развития общества должна стать интеграция, развитие, становление и полноценное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, включая их физическое развитие. Поэтому в коррекционных школах особое внимание уделяется физическому воспитанию и адаптации детей с особенностями в развитии [1].
Физическое развитие и воспитание, безусловно, имеет важнейшее значение для любого человека. Для детей с особенностями в развитии физическое воспитание является ещё более важным фактором полноценного развития. Физическая активность и спорт позволяют подготовить организм человека к нагрузкам, укрепить здоровье, максимально полноценно развиваться физически, воспитывать морально-волевые качества личности. Всё это позволяет детям с особенностями в развитии максимально интегрироваться в общество, жить полноценной жизнью.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..... 4
1 Теоретические аспекты организации и проведения уроков физической культуры с детьми коррекционных школ………………….................... 8
1.1 Психофизиологические особенности развития учащихся коррекционных школ……………………………………………………... 8
1.2 Общая характеристика уроков физической культуры в коррекционных школах…………………………………………………... 18
1.3 Методика проведения занятий по физической культуре с учащимися коррекционных школ……………………………………………………... 23
2 Основы обеспечения безопасности на уроках физической культуры в коррекционных школах…………………………………………………... 27
2.1 Требования к технике безопасности и профилактика травматизма на уроках физической культуры…………………………………………….. 27
2.2 Медико-педагогический контроль на уроках по физической культуре. 30
2.3 Основные подходы и сложности создания безопасных условий на уроках физической культуры в коррекционной школе………………. 37
3 Опытно-экспериментальная работа по созданию безопасных условий организации и проведения уроков физической культуры в коррекционной школе…………………………………………………….. 41
3.1 Анализ уровня создания безопасных условий на уроках физической культуре в коррекционной школе………………………………………... 41
3.2 Разработка и внедрение рекомендаций по обеспечению безопасности на уроках физической культуры в коррекционной школе…………….. 49
3.3 Определение эффективности предложенных рекомендаций по обеспечению безопасности на уроках физической культуры в коррекционной школе после их внедрения…………………………….. 54
Заключение………………………………………………………………………. 61
Список использованных источников…………………………………………... 64
Приложение……………………………………………………………………… 67
Список использованных источников
Закон Республики Казахстан «О физической культуре и сорте» от 3 июля 2014 года № 228-V. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1400000228 (дата обращения: 01.11.2022)
Волошин Е.Л. Актуальность охраны физического здоровья детей на современном этапе // Воспитание школьника = Оқушы тәрбиесі.- 2010.- № 3.- С. 23 – 25.
Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.07.2022 г.). – URL: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution (дата обращения: 09.11.2022).
Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования Республики Казахстан. – URL: https://special-edu.kz/ (дата обращения: 15.11.2022)
Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года № 343. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000343_ (дата обращения: 18.11.2022)
Кизиляева Е.Ю. Обеспечение безопасности на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях / Е. Ю. Кизиляева, Т. В. Барышникова, Н. И. Безбородов // Молодой ученый. – 2012. – № 3 (38). – С. 492-496. – URL: https://moluch.ru/archive/38/4439/ (дата обращения: 08.11.2022).
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2005.-176 с.
Бреев М.П. Урок физической культуры в школе: Пособие для учителя. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО,2003.-184с.
Кончиц Н.С. Теоретические и практические аспекты спортивного отбора: Учебное пособие для студентов факультета физической культуры, специалистов ДЮСШ, ДЮСШОР, УОР. – Новосибирск, 2007 – 110 с.
Кончиц Н.С., Васильева Т.Н. Социально–биологические аспекты оздоровительной и адаптивной физической культуры: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО,2007. – 124 с.
Вопросы обеспечения безопасности на уроках физической культуры всегда должны быть под пристальным вниманием педагогов. При этом в работе с детьми коррекционных школ, имеющими особенности в развитии, требуется создание ещё более безопасных условий, чем в работе с обычными детьми. В учебно-тренировочном процессе на уроках физической культуры безопасность обеспечивается путём использования комплекса организационно-педагогических мер, направленных на предотвращение случаев травматизма детей.
Можно выделить ряд основных причин, приводящих к травматизму на уроках физической культуры:
1) низкий уровень подготовки преподавателя в целом и к уроку в частности;
2) неудачный выбор комплектования групп детей;
3) недостаточная подготовка к организации учебного процесса;
4) ошибки в построении урока, неправильный выбор методических приёмов и технологий работы;
5) психическая неготовность педагога к проведению урока;
6) низкий уровень дисциплины на уроке, неумение учителя заинтересовать детей;
7) несоблюдение медицинских требований к работе с детьми с учётом их индивидуальных особенностей;
8) несоблюдение санитарно-гигиенических норм в процессе организации урока;
9) плохая материальная оснащённость урока;
10) спортивное оборудование, инвентарь и сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют нарушения комплектации;
11) неправльный выбор спортивной одежды и обуви для занятий;
12) проведение занятий на улице в период неблагоприятных погодных условий (гололёд, холод и т.д.);
13) высокий уровень нервно-психического возбуждения детей во время занятий, неумение педагога успокоить детей [37, с. 72].
Можно выделить также основные методические ошибки в проведении урока, которые могут стать причинами травматизма:
1) нерегулярная, бессистемная и непоследовательная работа по формированию у детей двигательных навыков;
2) форсирование учебно-тренировочного процесса;
3) создание условий, способствующих перегрузке детей;
4) неумение обеспечить условия для восстановления организма детей после физических нагрузок;
5) переутомление детей на уроке, способствующее потере реакций, нарушению координации, снижению уровня внимания.
В процессе подготовки и проведения уроков нельзя оставлять без внимания ни один компонент. Места тренировок должны соответствовать всем санитарно-гигиеническим требованиям. Недопустима захламлённость спортивного зала, нарушение целостности оборудования, маленькая площадь спортивного зала, наличие посторонних предметов в местах проведения занятий. Важно обеспечить достаточный уровень освещённости, вентиляции, организацию занятий с использованием защитного оборудования и страховки при необходимости. В процессе подбора спортивных снарядов следует обращать внимание на их массу, соответствие возрасту и возможностям детей, использовать спортивный инвентарь только по назначению. Температурный режим также должен соответствовать нормам, потому как чрезмерно низкая или высокая температура очень сильно влияет на физиологическое состояние организма, тем более в момент высоких спортивных нагрузок.
Образ жизни учащихся и их подготовка к занятию также могут стать причинами травматизма. Так, например, Н.Л. Литош, выделяет следующие особенности режима жизни, которые могут способствовать возникновению случаев травматизма на уроках:
1) недостаток сна;
2) несоблюдение режима дня;
3) плохие жилищные и социальные условия, ранее начало употребления алкоголя, курения или других вредных веществ;
4) неправильное питание и вкусовые привычки;
5) сложные семейные отношения, напряжённый климат в семье [38, с. 64].
Если педагог или родители допускают наличие в процессе работы вышеуказанных неблагоприятных факторов и условий, то случаи травматизма на уроках резко возрастают.
Можно выделить следующие основные виды травм, которые могут быть получены в процессе физического воспитания:
1) нарушение целостности кожи: ссадины, раны, потёртости;
2) ушибы, растяжения мышц и связок, надрывы и разрывы мышц или сухожилий, переломы, вывихи и другие повреждения опорно-двигательного аппарата;
3) внутренние травмы и ушибы;
4) черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы, контузии сосудов и др.
Конечно, лучше предотвратить травматизм на уроке. Но, тем не менее, не всегда это удаётся, потому что урок физической культуры сам по себе относится к активным видам уроков, на которых возможно получение травм. Поэтому учителю физической культуры важно знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах. Также важно проводить работу по анализу причин травматизма, в случае его возникновения, чтобы в дальнейшем предупредить такие случаи.