Коррекция неадекватной самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в практике работы специального психолога
Наиболее актуальной проблемой психологических и педагогических наук в настоящее время становится ранняя коррекция недостатков развития ребенка. Увеличивающийся процент новорожденных с неблагоприятным состоянием здоровья становится главной причиной важности этой проблемы.
Статистические данные за последние десять лет свидетельствуют о значительном росте распространения среди проживающих в России детей речевых патологий, осложненных различными заболеваниями нервной системы.
Согласно данным Минздрава Российской Федерации на 2014 год, распространенность речевых нарушений у обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста в разных регионах нашей страны колеблется от 30,7% до 92,6% от общего числа детей.
Согласно данным доклада Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, о состоянии здоровья детей в Российской Федерации в 2015 году за период с 2004 по 2014 год выявил увеличение частоты случаев отклонения в речевом развитии у детей в среднем на 34-44,3%.
Отталкиваясь от утверждения Л. С. Выготского о том, что первичное нарушение напрямую вытекает из биологического характера заболевания, возможно, допустить, что дети с нарушениями в развитии служат источником коррекционной работы дефектологов, специальных психологов, логопедов. Данные специальной психологии говорят о том, что среди числа разных конфигураций отклонений нервной системы в раннем онтогенезе в настоящее время более популярными считаются нарушения речевого развития.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…………………………………………………… 7
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………. 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушениями речи…………………………………………………………………………… 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика особенностей самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.... 20
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ………………………………………………………………………..... 24
2.1. Обзор методов и методик диагностики особенностей развития самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи 24
2.2. Программа психологической диагностики самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи …………………….. 26
2.3. Проект констатирующего эксперимента по определению уровня сформированности самооценки ……………………………………………. 30
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА КОРРЕКЦИЮ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ…………………………………………………………………………. 36
3.1. Характеристика программы направленной на коррекцию самооценки детей младшего школьного возраста с нарушениями речи… 36
3.2. Результаты контрольного эксперимента реализации программы направленной на коррекцию самооценки …………………………………. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………... 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика: учеб.пособие / 2014. С. 227.
Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фабер А. Д. Возрастная физиология // 2002. С. 416.
Бернс. Р. Развитие Я-концепции и воспитания // 1986.
Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь // 2002.
Божович Л. И. Избранные психологические труды //1993.
Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте // 1968.
Бородина А. М. Методика развития речи детей // 1981.
Боцманова М.Э., Захарова А.В. // Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте. 2003.
Васильева Л. С. Как научить детей правильно читать // 2005 №6. С. 15-20.
Волков С. В. Школа как территория чтения // 2008. №12. С. 120-125.
Выготский Л. С. Мышление и речь // под ред. М. Г. Ярошевского// 1982. № 6. С. 400.
Волковская, Т.Н. // Психологическая помощь школьникам с общим недоразвитием речи. 2004.
Гаврина, С. Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов // 2007. – С. 80.
Гаврилушкина О. П., Головчиц Л. А., Егорова М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий // Психологическая наука и образование. 2001 № 1 С. 79–88.
Громова, И. В. История возникновения и современные тенденции развития коммуникативного тренинга // 2014. № 4. С. 680-683. URL: https://mоluch.ru/archive/63/10094 /
Джеймс У.// Психология. 2011.
Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов // 2007.
Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. 2007.
Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника. Вопросы психологии. 2008 С. 4.
Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // 2011. № 3. С. 58-65.
Зимняя И. А. Педагогическая психология // 1997.
Как помочь школьнику повысит самооценку // 2007, №5. С. 211.
Корепенова М.В. Значение игры в работе с детьми // Начальная школа, 2003, №10. С.23.
Основная часть лого-психологических исследований, посвященных детям с общим недоразвитием речи, свидетельствуют о том, что патология может способствовать возникновению заниженной самооценки и в случае несвоевременной коррекции, усугублять данную негативную характеристику.
В работах И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсуповой показано, что личность ребенка с общим недоразвитием речи характеризуется специфическими особенностями (заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности) [1,6].
Л.М. Шипициной и Л.С. Волковой при изучении эмоционально-личностных качеств у младших школьников с ОНР, обучающихся в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, установлено, что эти учащиеся оценивают свою общительность значительно ниже, чем сверстники с нормальной речью. При этом мальчики с ОНР меньше, чем девочки, осознают, что причиной их недостаточной общительности является речевой дефект [11].
Педагоги отмечают у этих детей недооценку своих реальных возможностей или сосредоточение на действительных слабостях, повышенную самокритичность, застенчивость, боязнь неудачи при ответе, отсутствие инициативности при групповых решениях учебных задач и во внеучебном общении со сверстниками [26].
Говоря о самооценочных суждениях детей младшего школьного возраста можно отметить, что самооценка детей с ОНР в гораздо меньшей степени развернута и более категорична по сравнению с самооценками сверстников с нормальным речевым развитием. Дети с ОНР испытывают значительные сложности в аргументации и обосновании своих самооценочных суждений, вычленении своих трудностей и достижений, определении их причины [25].
Такие ученые как О. Н. Усанова и О. А. Слинько провели исследование, в котором отмечались значимые различия в самооценке девочек и мальчиков с нормальной и нарушенной речью. Для девочек младших классов массовой школы наибольшее значение имеют такие свойства, как здоровье, честность, общительность, они необидчивы и недрачливы. Они сомневаются в оценке своей внешности и либо отвечают, что не знают, красивы ли они, или считают, что некрасивы. У девочек с нарушением речи почти по всем сравниваемым параметрам самооценка является выше, чем у девочек с нормальной речью, однако, в отличие от последних, они не считают себя здоровыми и вследствие этого в необходимой степени общительными. Самооценка у двух групп мальчиков – с нормальной и с нарушенной речью – отличается в меньшой степени, чем у девочек. Так, мальчики массовой школы считают себя очень веселыми, счастливыми, честными; в меньшей степени, но все же добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики специальной школы считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является речевой дефект, однако не считают себя ущербными в той мере, как девочки с нарушенной речью [17].