Экспериментальное изучение эмоциональных состояний человека
Введение
Общение является важной предпосылкой психологического развития человека, формирования его личности и социализации. В работах В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева и других авторов доказано, что общение, осуществляемое с помощью вербальных и невербальных средств, организует и обогащает совместную деятельность людей. Это создает новые связи и отношения между ними.
Невербальное общение и правильная интерпретация невербального поведения могут помочь избежать ссор, конфликтов, ссор между людьми. Значительно снизить проявление агрессии. На наш взгляд, навыки невербального общения важны не только для взрослых, но и для детей в развитии эмоциональной культуры ребенка, открывая возможность полноценного социального общения, самореализации и самоконтроля.
Содержание
Введение……………………………………………………………..………… 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по теме исследования….……. 5
1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека…………………………… 5
1.2 Физиологические методы исследования эмоций………………… 9
1.3 Психологические тесты эмоциональных состояний…………….. 17
1.4 Влияние музыки на эмоциональное состояние человека……….. 28
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональных состояний……....... 33
2.1 Описание методов исследования…………………………….….... 33
2.2 Описание результатов исследования………………………...….... 35
Заключение………………………………………….………………………… 39
Список литературы…………………………………………….……………... 42
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Барабанщиков, В.А., Малкова Т.Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений [Текст] / В.А. Барабанщикова, Т.Н. Малкова // Вопросы психологии.- № 5.- 1988. С. 131–140.
3. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. – М., 2002.- 137 с.
4. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций [Текст] / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ, 1984. – 240с.
5. Гамезо М.В Атлас по психологии [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
6. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002.- С.132-134
7. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 79 с.
8. Зинченко, Е.А. Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве [Текст] / Е.А. Зинченко // Психологический журнал. - 1983. - Т. 4. - № 2. - С. 59–63.
9. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / перев с англ. – Спб: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.: ил.
10. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 528 с.
11. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с. (с. 39-40)
12. Куликов, Л.В. Психология настроения [Текст] / Л. В. Куликов. – СПб.: Издво С.-Петербург.ун-та,1997. – 228 с.
13. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н. Д. Левитов.–М. : Просвещение, 1994. – 344 с.
14. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1971. – 147 с
15. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] : учеб пособие для студ. вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2010. – 583 с.
16. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум [Текст] / сост. О.В. Барканова. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.
17. Носенко, Э.Л. Возможности оценки эмоциональной напряженности человека-оператора по характеристикам его речи [Текст] / Э.Л. Носенко // Проблемы инженерной психологии. Ярославль, 1976. С. 163–164
18. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976.- 479 с.
19. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
20. Психология [Текст] : учеб. для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – 2-еизд. – СПб. : Питер, 2009. – 656 с.
21. Психология состояний [Текст] : хрестоматия ; сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А.О. Прохоров / под ред. проф. А. О. Прохорова. – М. : ПЕР СЭ; СПб. : Речь, 2004. – 608 с.
22. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под общей редакцией А.А. Реана – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
23. Психология эмоций. Тексты [Текст] / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
24. Симонов П.В. Эмоциональный мозг [Текст] / П.В. Симонов. -М.: Инфа-М, 2011. -365 с
1.3 Психологические тесты эмоциональных состояний
Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном основаны на анкетировании и показывают эмоциональные характеристики человека (эмоции, преобладающие в его жизни, доминирующие средства их выражения и его эмоциональную устойчивость).
В лаборатории А.Е.Ольшанниковой были разработаны четыре методики (опросника) исследования эмоциональности: три – для выявления модальности ведущих (базовых) эмоций и одна – для выявления средств выражения эмоций (экспрессивности). Результаты, полученные в разных исследованиях, дали смешанные результаты в отношении достоверности первых трех методов. В работе А. Е. Ольшанниковой обнаружены корреляции между эмоциональностью, определяемой по методикам Л. А. Рабинович и Т. Дембо, а методика И. Иранковой не дала результатов, согласующихся с полученными этими методиками. Несовпадение результатов, полученных по методике Л. А. Рабинович и И. Иранковой, было выявлено и А. И. Палей. С другой стороны, в работах И. А. Попова, В. В. Семенова и Л. М. Смирнова подчеркивается диагностическое значение методики И. Иранковой в отличие от методик Л. А. Рабинович и Т. Дембо. Это же подтвердили В. В. Семенов при изучении эмоциональности близнецов и А. И. Палей при изучении взаимосвязи эмоциональности и когнитивных стилей.