Особенности закупок лекарственных средств
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена изменением современных подходов правового регулирования отношений в сфере обеспечения граждан лекарственными средствами с использованием механизмов контрактной системы. В Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пришедшем на смену Федеральному закону от 21 июля 2005 г. No 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», имеются особые нормы в отношении такого объекта государственного заказа, как лекарственное средство. Однако в нем не в полном объеме отражены значимые элементы механизма приобретения лекарственных средств в рамках контрактных отношений.
В связи с нестабильной экономической ситуацией в стране возникает дефицит бюджетных обязательств, что влияет на объемы выделения денежных средств на закупку лекарств в целях полноценного обеспечения реализации права граждан Российской Федерации на лекарственное обеспечение. В этих условиях должны предприниматься меры, направленные на устранение негативных факторов, в том числе и в целях минимизации коррупционной составляющей при закупках.
Как отмечается в Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 февраля 2013 г. № 66, совершенствование системы лекарственного обеспечения направлено в том числе на оптимизацию системы государственных закупок лекарственных средств для медицинского применения.
Содержание
Глава 1.
Организационные и законодательные аспекты закупок лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд
1.1. Организация процесса закупок государственных и муниципальных для нужд.
1.2. Нормативно-правовое регулирование процесса закупок для нужд государственных и муниципальных учреждений.
Глава 2.
Особенности закупок лекарственных средств
2.1. Требования к участникам закупок лекарственных средств.
2.2. Особенности определения поставщиков лекарственных средств для государственных нужд.
2.3. Особенности закупок в условиях пандемии COVID-19.
Глава 3.
3. Актуальные вопросы и проблемы закупок лекарственных средств.
Заключение
Список источников
Список источников.
Нормативно-правовые акты.
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс.
- "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс.
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс.
- Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс;
- Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс;
- Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс;
- Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 443 (ред. от 01.12.2021) "Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022);
- Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 N 302 "О введении временного запрета на вывоз за пределы Российской Федерации медицинских изделий, ранее ввезенных в Российскую Федерацию с территории иностранных государств, принявших решение о введении в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера;
- Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 (ред. от 16.05.2022) "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (интернет ресурс // СПС Консультант плюс);
Указанные в ходе данной работы этапы формирования правового регулирования процесса закупок в итоге обусловили центральное место в законодательстве РФ о контрактной системе Закона о контрактной системе. Наряду с положениями, определяющими место и сферу применения Закона, в нем закреплены основные принципы осуществления процесса закупок, его первая глава содержит набор положений общеправового, концептуального характера, включая установление целей закупок, основ ее информационного и документационного обеспечения, особенности осуществления закупок, в том числе в связи с применением национального режима, а также понятийный аппарат.
Следует обратить внимание на то, что переход от создания элементов контрактной системы в виде конкурентных процедур до ее развертывания в полном объеме сложен и противоречив, во многом отягчается российской спецификой переходного периода. В условиях непрерывных институциональных изменений в экономике России контрактные отношения субъектов экономики выступают индикатором ее развития и резервом для повышения ее эффективности. В рамках проводимой работы по мониторингу контрактной системы Минэкономразвития России на постоянной основе ведет работу по рассмотрению и подготовке ответов на обращения граждан и юридических лиц.
Многие базовые начала правового регулирования государственных и муниципальных закупок заложены в ГК РФ. При этом правовое регулирование отношений по размещению заказов сочетает в себе как частноправовые, так и публично-правовые начала. Кроме того, система нормативно-правового регулирования государственных и муниципальных закупок закладывает конкуренцию трех федеральных законов, обладающих формально одинаковой юридической силой . Это Закон о контрактной системе, ГК РФ и БК РФ.
В связи с чем, в науке сложилось мнение, что «существующая система источников правового регулирования отношений в сфере публичных закупок не гармонизирована».
Действительно, и в п. 2 ст. 3 ГК РФ и в ст. 2 БК РФ содержатся положения о собственном приоритете перед прочими федеральными законами. Исходя из этого, можно сделать вывод о комплексном подходе к правовому регулированию государственных закупок, в котором участвуют отрасли административного, финансового (бюджетного) и гражданского права. Однако, ввиду возникновения законодательной коллизии, возникает вопрос о приоритете правового источника и его соотношения с другими законами. В сфере государственных закупок актуальным является вопрос коллизии ГК РФ и Закона о контрактной системе.
Так, ГК РФ устанавливает приоритет кодекса при регулировании отношений по поставкам товаров для нужд публичных образований, что по мнению некоторых авторов представляется неверным, так как нормы специальных законов имеют приоритет перед нормами ГК РФ.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует о выработке единой позиции по вопросу о приоритете норм ГК РФ по отношению к Закону о контрактной системе.