Особенности саморегуляции практикующих психологов в условиях новой короновирусной инфекции
ВВЕДЕНИЕ
В современном стремительно меняющемся мире саморегуляция проявляется важным компонентом человеческой психики, выражается она в развиваемых навыках управления своим психическим и эмоциональным состоянием. Регулируя психику различного рода формами и психологическими явлениями, в том числе и саморегуляцией психических состояний. Поэтому сформировавшаяся саморегуляция важна в работе практического психолога. Наибольший вклад в разработку выявления и решения проблем саморегуляции психической деятельности в нашей стране осуществлён работами О.А.Конопкина (1980-2004), В.И. Моросановой (1989-2020), Ю.А.Голикова и А.Н.Костина (1996-1999), и др.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические основы изучения особенностей саморегуляции практических психологов в условиях новой короновирусной инфекции 5
1.1 Понятие саморегуляции в психологии 5
1.2 Особенности профессиональной деятельности практических
психологов 15
1.3 Факторы, влияющие на саморегуляцию практических психологов в условиях новой короновирусной инфекции 25
2 Исследование особенностей саморегуляции практических психологов в условиях новой короновирусной инфекции 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 45
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение А Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (Зверькова А.В. и Эйдмана Е.В.) 61
Приложение Б Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Моросановой В.И.) 64
Приложение В Таблицы результатов исследования 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абаскалова, Н. П. Проблемы социально-психологической адаптации педагогов во время эпидемии COVID / Н. П. Абаскалова // Образование: традиции и инновации. – 2020. – № 3(30). – С. 9-12.
2. Алимова, Е. Р. Влияние саморегуляции на развитие когнитивного и волевого потенциалов личности / Е. Р. Алимова, Т. И. Печенкина, Е. В. Петров, Е. А. Филимонова. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2020. – 88 с. – ISBN 978-5-4480-0285-4.
3. Анисимова, О. А. Пандемия COVID-19 как фактор трансформации психологического здоровья субъектов образовательного процесса в высшей школе / О. А. Анисимова // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию, Москва, 05–06 июля 2021 года. – Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2021. – С. 277-281. – DOI 10.24412/cl-36422-2021-1-277-281.
4. Антилогова, Л. Н. Саморегуляции психических состояний личности : монография / Л. Н. Антилогова, Е. А. Черкевич, Л. Н. Антилогова ; Л. Н. Антилогова, Е. А. Черкевич ; Федеральное агентство по образованию, Омский гос. пед. ун-т. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. – 219 с. – ISBN 978-5-8268-1429-1.
5. Афонина, А. Д. Психологические основы саморегуляции произвольной активности как компонента структуры совладающего поведения / А. Д. Афонина // Студенческий. – 2019. – № 11-1(55). – С. 66-70.
6. Бабинцева, Л. Н. Особенности взаимосвязи компонентов социально-психологической саморегуляции и осознанной саморегуляции у студентов-психологов / Л. Н. Бабинцева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23. – № 1. – С. 31-35.
7. Бабосов, Е. М. Социокультурный дискурс социальных проблем в условиях короновирусной пандемии / Е. М. Бабосов // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 10 февраля 2021 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. – С. 288-306.
8. Бершова, А. С. К проблеме применения интегральных практик для развития осознаваемой саморегуляции / А. С. Бершова, А. В. Непомнящий // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России : Материалы IV Международной научно-практической конференции, Кисловодск-Москва, 08–10 октября 2015 года / В.И. Моросанова, Е.А. Фомина, Т.Н. Банщикова. – Кисловодск-Москва: Издательский дом "Тэсэра", 2015. – С. 33-38.
9. Бехтер, А. А. Акмеологический тренинг в развитии совладающего поведения специалиста (на примере практических психологов) / А. А. Бехтер // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2014. – С. 28-39.
10. Бобкова, А. А. Пандемии - новые опасные заболевания / А. А. Бобкова // В мире научных открытий: материалы IV Международной студенческой научной конференции, Ульяновск, 20–21 мая 2020 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2020. – С. 40-42.
11. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. - 3 -е эл . изд. — М.: ПЕР СЭ; С аратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - ISBN 978-5-4486-0831-5.
12. Бородина, А. В. Особенности профессиональной деятельности практического психолога / А. В. Бородина // Документирование деятельности по социально-психологическому сопровождению студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2016. – С. 5-10.
13. Воин, А. М. Системный кризис цивилизации / А. М. Воин // Bulletin de l'Académie Internationale Concorde. – 2020. – № 1. – С. 92-102.
14. Галиуллина, Г. Г. Социально-психологические факторы отношения к работе субъектов труда / Г. Г. Галиуллина // Психология диалога и мир человека: памяти Г.В. Дьяконова : Сборник научных трудов. – Уфа- Москва : Башкирский государственный университет, 2019. – С. 208-213.
15. Гареева, С. М. Проектирование современного учебного занятия при реализации дистанционных технологий обучения в профессиональных образовательных организациях / С. М. Гареева // Образование: традиции и инновации. – 2020. – № 1(28). – С. 25-30.
16. Голубь, О. В. Особенности трудовой мотивации практических психологов / О. В. Голубь, А. А. Караваева, Л. Г. Акопян // Поиск (Волгоград). – 2018. – № 1(8). – С. 91-94.
17. Григорян, З. А. Человеческий капитал на предприятиях малого бизнеса / З. А. Григорян, Н. В. Климова // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах : Сборник научных трудов 10-й Международнойнаучно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации, Курск, 18–25 февраля 2021 года. – Курск: Курский филиал "Финансовый университет при Правительстве РФ", 2021. – С. 111-114.
18. Драб, Я. М. Психическая саморегуляция – основная гарантия успешной адаптации к условиям перманентных социальных кризисов / Я. М. Драб, А. Л. Шпак, М. Ф. Драб, А. Н. Драб // Development of modern psychology ina conditions of a permanent social crisis / the necessity, admissibility and adequacy of measures for overcoming socio-political crises of modern society: Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the LXXI International Research and Practice Conference and III stage of the Championship in Psychological sciences (London, November 14 – November 20, 2013), London, 14–20 ноября 2013 года / Chief editor – Pavlov V.V.. – London: Международная академия наук и высшего образования, 2013. – С. 23-25.
19. Евтеев, А. Психическая саморегуляция поведения, как способ снятия стресса / А. Евтеев // Проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее : сборник научных статей 2-й Всероссийской научной конференции, Курск, 17–18 октября 2019 года / Юго-Западный государственный университет, Московский политехнический университет, Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 58-61.
20. Журавлева, Е. А. Развитие умений эмоциональной саморегуляции педагога в обеспечении его психологической безопасности / Е. А. Журавлева // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 2. – С. 711-715.
21. Зинченко. Ю.П. Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / под ред. Ю.П.Зинченко. — Москва : Издательство Московского университета, 2021. — 597, [3] с. — (Электронное издание сетевого распространения). ISBN 978-5-19-011643-4 (e-book)
22. Канторович, Л. А. Психологический кризис: современные особенности / Л. А. Канторович, В. В. Козлов // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2020. – № 2(40). – С. 88-93.
23. Кириллов, Н. А. Психологическая помощь при самоизоляции и объявлении карантина / Н. А. Кириллов, Н. В. Смирнова, А. В. Петрова // Развитие научного наследия великого учёного на современном этапе : Сборник международной научно-практической конференции,посвященной 95-летию члена-корреспондента РАСХН, Заслуженного деятеля науки РСФСР и РД, профессора М.М. Джамбулатова, Махачкала, 17 марта 2021 года. – Махачкала: Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова, 2021. – С. 39-45.
24. Кондратюк, Н. Г. Надежность осознанной саморегуляция как ресурс психологической безопасности личности в условиях стресса и неопределенности / Н. Г. Кондратюк, В. И. Моросанова // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования : Материалы научной конференции, Москва, 27–28 апреля 2021 года. – Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2021. – С. 156-161. – DOI 10.24412/cl-36466-2021-1-156-161.
25. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2004. – № 2. – С. 128-135.
26. Круглова, О. С. Психоэмоциональное состояние человека в условиях самоизоляции / О. С. Круглова // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых : материалы 72-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых, Петрозаводск, 09–29 апреля 2020 года / Петрозаводский государственный университет. – Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2020. – С. 265-267.
27. Леонтьева, А. В. Активные методы обучения в профессиональной подготовке практических психологов / А. В. Леонтьева, И. В. Деткова // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 1(54). – С. 422-426. – DOI 10.25683/VOLBI.2021.54.153.
28. Лифинцев, Д. В. Супервизия в подготовке практических психологов: проблема психологических границ / Д. В. Лифинцев, А. А. Лифинцева, А. Н. Анцута // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2020. – № 56. – С. 97-105. – DOI 10.15382/sturIV202056.97-105.
29. Манджиева, М. Л. Эмоциональное выгорание практических психологов (анализ результатов прикладных исследований) / М. Л. Манджиева // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2020. – № 4. – С. 17.
30. Масляков, В. В. Вакцинация от коронавируса: правовые вопросы / В. В. Масляков, Н. Н. Портенко, О. Н. Павлова // NB: Административное право и практика администрирования. – 2020. – № 3. – С. 28-34. – DOI 10.7256/2306-9945.2020.3.33965.
31. Матюшкина, Е. Я. Профессиональное выгорание и рефлексия практических психологов / Е. Я. Матюшкина, А. А. Кантемирова // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27. – № 2(104). – С. 50-68. – DOI 10.17759/cpp.2019270204.
32. Махнач, А. В. Жизнеспособность практических психологов / А. В. Махнач, О. А. Плющева // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2020. – Т. 17. – № 4. – С. 68-78. – DOI 10.31079/1992-2868-2020-17-4-68-78
33. Машарина, А. Ф. Взаимосвязь показателей саморегуляции и духовно-нравственных качеств личности у психологов / А. Ф. Машарина // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. – Москва: Институт психологии РАН, 2020. – С. 926-937.
34. Метальникова, М. В. Удаленная работа как новая реалия трудовых отношений / М. В. Метальникова // Актуальные проблемы социоэкономики в XXI веке: Сборник статей научных докладов по итогам XIII Международной научной конференции студентов и молодых учёных, Москва, 28 апреля 2021 года/ Под редакцией Л.С. Морозовой. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2021. – С. 115-123.
35. Милакова. В. В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих практических психологов социономического типа: специальность 19.00.13 "Психология развития, акмеология": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Милакова Валентина Викторовна. – Астрахань, 2007. – 23 с.
36. Митина Ольга Валентиновна, Первичко Елена Ивановна, Конюховская Юлия Егоровна, Степанова Ольга Борисовна, Дорохов Егор Андреевич РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА БОЛЕЗНИ COVID-19 // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина). 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-samoregulyatsii-v-formirovanii-obraza-bolezni-covid-19 (дата обращения: 13.01.2022).
37. Молчанова, К. С. Взаимосвязь уровня рефлексивности и удовлетворенности работой у психологов сферы образования в период пандемии / К. С. Молчанова // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 10 февраля 2021 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. – С. 521-525.
38. Моросанова, В. И. К вопросу о факторной структуре краткой версии опросника В. И. Моросановой «стиль саморегуляции поведения - ССПМ» / В. И. Моросанова, Н. Г. Кондратюк // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: Материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 22–23 октября 2020 года. – Москва: Знание-М, 2020. – С. 178-188.
39. Мудрик, М. Д. Роль психолога в формировании волевой саморегуляции сотрудников правоохранительных органов / М. Д. Мудрик // Правопорядок в России: проблемы совершенствования: сборник научных статей Всероссийской конференции, Москва, 18–21 апреля 2017 года / Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2017. – С. 140-143.
40. Одегова, С. Д. Вакцинопрофилактика как медико-социальная проблема в период пандемии COVID-19 среди взрослого населения Удмуртской Республики / С. Д. Одегова, К. Е. Шевчук, А. А. Эскандерова, В. Н. Савельев // Modern Science. – 2022. – № 1-1. – С. 226-228.
41. Погибенко, Л. Б. Особенности удовлетворенности жизнью практических психологов (на примере специалистов психологической службы работы с онкобольными) / Л. Б. Погибенко // Современная прикладная психология: теория и практика: Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Москва, 19–20 апреля 2017 года / Редколлегия Т.Н. Мельников [и др]. Ответственный редактор Н.Т. Колесник. – Москва: Московский государственный областной университет, 2017. – С. 99-102.
42. Пронин, С. В. Стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание в условиях эпидемической обстановки / С. В. Пронин, Т. А. Филь, А. А. Александрова, А. С. Чухров // Безопасность человека в экстремальных климато-экологических и социальных условиях: Материалы XI международной научно-практической конференции, Новосибирск, 05–08 мая 2020 года/ Под научной редакцией М.Г. Чухровой. – Новосибирск: Частное учреждение дополнительного профессионального образования "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы", 2020. – С. 142-147. – DOI 10.38163/978-5-6043858-6-9_2020_142.
43. Прохоров А.О. Концептуальная модель ментальных механизмов саморегуляции психических состояний // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина). 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-model-mentalnyh-mehanizmov-samoregulyatsii-psihicheskih-sostoyaniy.
44. Рекешева Ф. М. Профессионально важные качества и умения психолога как фактор его профессиональной готовности // Вестник НовГУ. 2008. №45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-vazhnye-kachestva-i-umeniya-psihologa-kak-faktor-ego-professionalnoy-gotovnosti.
45. Самойлова, А. А. Важность саморегуляции для профилактики эмоционального выгорания / А. А. Самойлова // Молодой ученый. – 2017. – № 4(138). – С. 350-351.
46. Тагирова, Р. А. Социальное дистанцирование как социально-психологическая проблема / Р. А. Тагирова // Семья XXI века: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 40-летию ФГБОУ ВО «ЧГПУ», Грозный, 21 мая 2020 года. – Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 305-309.
47. Харина, К. С. Социально-психологическое здоровье практических психологов / К. С. Харина // Дневник науки. – 2021. – № 10(58).
48. Хлебопашева, Е. Е. Роль рефлексии в процессе саморегуляции / Е. Е. Хлебопашева // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации, социализации и реабилитации человека: Сборник статей международной научно-практической конференции, Москва, 15 апреля 2015 года / Ответственный редактор Соловьев В.Б.. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Актуальность.РФ", 2015. – С. 107-111.
49. Чупров, В. И. Концептуализация доверия в механизме саморегуляции социальных взаимодействий / В. И. Чупров // Трансформация идеи гражданского общества в контексте социальных изменений: сборник статей по материалам первой Международной конференции, Белгород, 30 октября 2014 года / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. – Белгород: ИД "Белгород", 2014. – С. 60-64.
50. Шиганова, А. В. Пандемия - новый двигатель прогресса во всех сферах жизни / А. В. Шиганова // Инновационные технологии в управлении: Сборник научных статей. – Москва: ООО "МАКС Пресс", 2021. – С. 136-139.
В марте 2020 года ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) объявила вспышку новой короновирусной инфекции COVID-19. И с этого момента жизнь во всех странах нашей планеты начала меняться. В начале пандемии короновирусной инфекции людей поместили в условия самоизоляции, в России первый период самоизоляции начался с 30 марта 2020 года и продлился до 5 апреля 2020 года, проходил в наиболее жестких условиях ограничений. Таких как изоляция социальных контактов, перераспределение условий трудовой деятельности и переход на удаленную от рабочего места деятельность. Так как в целом человечество оказалось не готово к приходу нового вируса, привычная и размеренная жизнь каждого без исключения человека начала кардинально меняться. Вводимые санкции и ограничения в условиях новой короновирусной инфекции социальная изоляция, ношение средств индивидуальной защиты (перчатки, медицинские маски), социальная дистанция, требовали и новых решений в реализации условий труда в различных сферах деятельности (О. А. Анисимова, 2021) [3].
Так и практическим психологам пришлось учиться новым навыкам выполнения своих рабочих обязанностей: приобретение навыка онлайн-преподавания и общения, выполнение условий допуска к работе через прохождение вакцинирования и других условий, что создавало массово огромные стрессогенные условия, помимо угроз здоровью, через заражение вирусом COVID-19.