Формирование у третьеклассников эмоционально-ценностного отношения к природе на уроках окружающего мира
Введение
Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время проблема формирования эмоционально-ценностного отношения к природе приобретает особое значение. Окружающий детей мир интенсивно меняется, технологический процесс вытесняет естественные для ребенка виды деятельности, и вместе с тем меняется общее представление ребенка об окружающем мире. Отношение к природе и осознание себя как ее части в последние годы претерпели ряд изменений. У подрастающего поколения все чаще мы замечаем потребительское, а не созидающее отношение к природе. Сейчас, в эпоху глобализации, истощения природных ресурсов, как никогда остро стоит задача формирования эмоционально-ценностного отношения к природе.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее — ФГОС НОО) среди основных направлений работы школы сказано о необходимости формирования экологической культуры.
Оглавление
Введение………….………………….………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе на уроках окружающего мира средствами искусства7
1.1 Подходы к определению «эмоционально-ценностного отношения» ...…...…7
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования эмоционально-ценностного отношения к природе младших школьников…….….13
1.3 Условия формирования эмоционально-ценностного отношения к природе средствами искусства на уроках окружающего мира …..21
Выводы по 1 главе……………….….29
Глава II. Экспериментальная работа по формированию у третьеклассников эмоционально-ценностного отношения к природе на уроках окружающего мира средствами искусства …………...31
2.1 Организация и методы исследования формирования эмоционально-ценностного отношения к природе младших школьников на этапе формирующего эксперимента..………….. ………………..31
2.2 Разработка фрагментов уроков по формированию у третьеклассников эмоционально-ценностного отношения к природе на уроках окружающего мира средствами искусства …………………….………...………………………...……41
2.3 Динамика формирования у третьеклассников эмоционально-ценностного отношения к природе на уроках окружающего мира средствами искусства после проведения формирующего эксперимента ………....44
Выводы по 2 главе………………………………….……………………………..49
Заключение………………………………………………………………………...51
Литература……………………………….………………………..……………….53
Приложения………………………………………………………………………..59
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии / В.А. Алексеев. – Ярославль: «Академия развития», 2014. – 238 с.
Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 205 с.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/MAaso2001/AML-001.HTM#$p1]
Асмолов, А.С. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / А.С. Асмолов, Г.Д. Бурневская, И.М. Володарская. – М.: «Просвещение», 2007. – 158 с.
Атабаева, З.Б. Воспитание ценностного отношения к природе младших школьников на уроках по окружающему миру /Атабаева З.Б. // Международный студенческий научный вестник : сетевое изд. – 2021. – № 2. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20526 (дата обращения: 28.09.2022)
Баталыгина , Е.В. Экологическое образование как средство гражданского воспитания младших школьников / Е.В. Баталыгина // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – №7. – С. 57-60.
Битюкова, Л.А. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО / С.В. Тощакова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – №7. – С. 46-50.
Булатова, З.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики / З.А. Булатова // Начальная школа, 2008. – № 7. – С 19.
В рамках культурологической концепции содержания образования В.В. Краевского понятие «ценностное отношение» позволяет современной педагогике описывать эмоционально-ценностное отношение, как один из видов социального опыта. По мнению Н.Л. Худяковой, «ценностное отношение - это есть аспект любого культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, которое складывается в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий проектирования и действий оценивания, в результате которых возникают личностные ценности» [15, с.28].П.И. Пидкасистый дает следующее определение понятию «ценностные отношения». Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «жизнь», «человек», «общество», «познание» «труд»..., но в тоже время это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «свобода» и «совесть» [16, с.10]. В рамках педагогического процесса и работы с обучающимися начальной школы свое отражение находит определение Н.Е. Щурковой, в котором она описывает ценность как то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни [22, с.58]. Натальей Федоровной Виноградовой ценностное отношение рассматривается как «ориентация личности на материальные и духовные ценности, которая раскрывается в системе установок, убеждений, предпочтений человека» [10, с.16]