Психолого-педагогические условия формирования аутопсихологической компетентности студентов в учреждении среднего профессионального образования
Введение
Актуальность исследования. В современной структуре российского образования особое место занимает система среднего профессионального образования (далее по тексту – СПО). На сегодня СПО является социальным институтом, имеющим свою структуру и логику развития, дающим возможность получения доступного и профессионального образования. Основная цель СПО – это подготовка специалиста среднего звена (Дробышева Е.А., 2019).
В настоящее время запрос общества на профессионализм и компетентность выпускников учреждений СПО выражается в системе требований, предъявляемых к личности специалиста. Наиболее важными среди них являются умение продуктивно относиться к своим собственным возможностям и ресурсам, уметь их объективно оценивать и использовать с целью повышения эффективности профессиональной деятельности. Именно поэтому идеи активизации личностного потенциала специалиста через формирование их аутопсихологической компетентности являются приоритетными в СПО.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий формирования аутопсихологической компетентности студентов в учреждении среднего профессионального образования 12
1.1 Сущность и специфика компетентностного подхода к подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования 12
1.2 Понятие аутопсихологической компетентности: сущностные характеристики 27
Выводы по главе 1 44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию аутопсихологической компетентности студентов в учреждении среднего профессионального учреждения в рамках ФГОС 46
2.1. Исследование аутопсихологической компетентности студентов в учреждении среднего профессионального образования 46
2.2. Апробация программы формирования аутопсихологической компетентности студентов, оценка ее эффективности 57
Выводы по главе 2 70
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 1. Методика «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» (Фетискин Н.П.) 86
Приложение 2. Методика «Изучение общей самооценки» (Г. Н. Казанцева) 87
Приложение 3. Методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) 89
Приложение 4. Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Леонтьева Д.А.) 91
Приложение 5. Методика «Диагностика самоактуализации личности» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ) 93
Приложение 6. Результаты диагностики уровня аутопсихологической компетентности студентов в группе 1 и группе 2 на констатирующем этапе эксперимента 102
Приложение 7. Программа формирования аутопсихологической компетентности студентов в учреждении СПО 103
Приложение 8. Результаты диагностики уровня аутопсихологической компетентности студентов в группе 1 и группе 2 на контрольном этапе эксперимента 147
Список литературы
- Герасименко Ю. А. Актуальные проблемы психологии образования : коллективная монография / Ю. А. Герасименко, И. С. Алферова, Ю. В. Братчикова ; Уральский гос. педагогический ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 304 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб : Питер, 2001. – 288 с.
- Артемов Ю. С. Мотивация акмеологической компетентности управленцев : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.13 / Ю.С. Артемов ; Российская академия государственной службы при Президенте РФ. – Москва, 2002. - 25 с.
- Астапенко Е.В. Аутопсихологическая компетентность менеджеров среднего звена: функции, показатели, проекции / Е.В. Астапенко // Российский психологический журнал. – 2010. – том 7. – № 4. – С. 64-66.
- Багманов И.Р. Компетентностный подход к профессиональному образованию: проблема реализации / И.Р. Багманов // URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-professionalnomu-obrazovaniyu-problema-realizatsii (дата обращения : 18.12.2022).
- Беляшов В.А. Аутопсихологическая компетентность в контексте профессионального развития специалиста / В.А. Беляшов, Т.Е. Егорова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. - № 1 (22). – С. 257-260.
- Бережнова О.В. Психологическая компетентность как фактор личностно-профессионального развития студента вуза / О.В. Бережнова, Е.И. Пилюгина // Психология и педагогика: методика и проблемы. – 2012. - № 6. – С. 62-66.
- Бирбаева Я.Ж. Исследование аутопсихологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования / Я.Ж. Бирбаева // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, Улан-Удэ, 10 июня 2022 / отв. Ред. Н.С. Антонова. – Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2022. – С. 28-34.
Последние две, по мнению исследователей, также не только коррелируют между собой, но и входят в состав друг друга. Для того, чтобы внести ясность в собственное понимание данного вопроса, мы будем придерживаться позиции Н.В. Кузьминой, Г.И. Метельского, которые на наш взгляд, внесли неоценимый вклад в науку, указав опорные моменты для разграничения понятия «профессиональная компетентность», «психологическая компетентность» и «аутопсихологическая компетентность». Согласно их мнению, профессиональная компетентность более всего отображает компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности человека, проявляющиеся в разнообразных формах и типах; психологическая компетентность раскрывается более всего в отношениях человека с другими людьми; а специфической особенностью аутопсихологической компетентности можно отметить направленность личности к самому себе как субъекту жизнедеятельности.
В плане сравнительного анализа существенную общую особенность абсолютно всех видов компетентностей отмечает И.А. Зимняя: «все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они и проявляются в этом социуме (Тенитилова К.С., 2022).