Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством приемов мнемотехники
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача формирования связной речи.
Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительныеструктурные компоненты.
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как «совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой целое смысловое и структурное единое» [Виноградова, 2013].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ 6
1.1 Проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической науке 6
1.2 Особенности и специфика формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники 16
1.3 Педагогические условия формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники 19
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ 32
2.1 Диагностика сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Реализация педагогических условий формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники 40
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 47
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Примерная картотека мнемотаблиц речевого развития детей подготовительной к школе группы 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Арбекова, Н.А. Развиваем связную речь детей 6-7 лет+ [Текст]: Упражнения для развития речи / Н.Арбекова. - М.: ГНОМ, 2013. - 158 с.
Арушанова, А.Г. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10. - С.26-33
Асеева, И.И. Развитие связной речи [Текст] / И.И.Асеева. - СПб.: Литера, 2016. - 96 с.
Байкова, С.В. Развитие связной речи посредством моделирования [Текст]: Пособие для воспитателя / С.В.Байкова. - СПб.: КАРО, 2005. - 146 с.
Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста [Текст] / О.А.Безрукова, О.Н.Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. - М.: Каисса, 2008. — 95 с.
Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М.: Юрайт, 2020. - 171 с.
Белоусова, Л.Е. Научиться пересказывать - это просто [Текст] / Л.Е.Белоусова. - СПб: Литера, 2009. - 64 с. 8.
Белых, В.А. Развитие речи для дошкольников. Подготовительная группа [Текст] / В.А.Белых. - М.: Феникс-Премьер, 2016. - 98 с. 9. Богославец, Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ [Текст]: Учеб. Метод. пособие / Л.Г.Богославец. - Спб.: Детство-Пресс, 2011. - 111 с.
Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005. - 71с.
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду[Текст]: Книга для воспитателя детского сада.- 2-е изд. дораб. / А.К.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с. с ил.
Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для студентов / А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 сВальчук, Е. Развитие связной речи детей 6-7 лет [Текст]: Конспекты занятий / Е.Вальчук. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 128 с.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Мнемотаблицы эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.
Так, например, для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Т.М.Бондаренко , В. К.Воробьевой , Т. А. Ткаченко и др. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа;
- последовательность рассказа;
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Для заучивания стихотворений предлагаются модельные схемы. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов также широко используется мнемотехника. Вместе с детьми можно провоить беседы по тексту, рассматривая иллюстрации и отслеживая последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого могкт учиться выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы предлагаются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигается и обсуждается различные версии, отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т.е. мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща [Карпова, 2016].